Страницы

Утопический сюрреализм Здислава Бексиньского (Zdzislaw Beksinski)

Zdzislaw Beksinski

Изображение ниже было сделано в 1969 году: апокалиптический ландшафт, в котором культурные парадигмы и структуры верований мутировали, деградировали или разлагались.

Все работы Здислава Бексиньского (Zdzislaw Beksinski) разделяют мрачное видение, которое больше, чем «ужас», и представляет собой отражение эпохи, в которой он жил.

Некоторые люди могут попытаться сказать, что его искусство было предзнаменованием его собственного убийства. Однако из-за ужаса его смерти очень сложно считать его работу слишком мрачной, чтобы отразить его собственную судьбу.

Нельзя быть уверенным на 100%, что время совершенно линейно и что будущее не имеет отношения к прошлому. Нет сомнений, что Здислав Бексиньский жил в мире с темным и опасным подтекстом, который он удачно изобразил.


Да, Здислав Бексиньский убийцу знал. Когда его нашли мертвым, на нем были шорты и рубашка с короткими рукавами.

Тело лежало на застекленном балконе. Убийца закрыл за собой дверь. В комнате переворот, как будто после драки. На полу, на мебели пятна. Кто-то пытался уничтожить их.

Квартира была заперта. Фрамуга - нетронутая. Никаких признаков, которые указывали бы на взлом. Здислав Бексиньский был крайне недоверчив, и, кроме своих близким, никого не впускал в квартиру. Прежде чем открыть замок тяжелой укрепленной двери, он взглянул на изображение на маленьком мониторе.

Он, должно быть, видел убийцу. Но не записал лицо.

Вскоре были арестованы несовершеннолетний сын коменданта его дома и его друг, которых признали виновными. Известно, что незадолго до своей смерти Бексиньский отказался дать деньги в долг этому юноше. Практически, художника убили за два неновых фотоаппарата, денег преступники не нашли.

Поляк Здислава Бексиньский был странным для коммунистической страны художником. Но смог выставляться. На первой же престижной варшавской выставке в 1964 году все его картины были проданы. К 80-м годам Бексиньский уже известен во всех странах Восточной Европы и в США. Чуть позже он завоёвывает признание и крайне требовательных ценителей искусства в Японии, его работы вывешены в музее искусств в Осаке.

Бексиньский почти никогда не посещал выставки и музеи. Не интересовался работой других художников.

Редко ходил он и в кино, почти не читал книг. Однако, парадокс, этот затворник ненавидел тишину, в его доме всегда звучала музыка. Творил он под произведения классиков, предпочитал Шнитке, однако отрицал, что черпает в музыке вдохновение: «Я просто использую её как стимулятор, вместо крепкого кофе с сахаром».

Способен ли талантливый художник предвидеть будущее? Отражают ли картины Бексиньского то, что ждёт человечество?..

Последняя картина Бексиньского — старик со множеством ран, лежащий на полу, провидческая.

Спустя некоторое время после её завершения, в 2005 году, Здзислава обнаружили в его варшавской квартире мёртвым от 17 ножевых ран. Свою смерть он предугадал удивительно точно.

Вторая половина его недолгой жизни для него тяжелой – его сын Томаш рос с суицидальными наклонностями, периодически пытаясь покончить собой, в 1998 г его жена умерла от болезни, а год спустя, в канун Рождества, Томаш, наконец, добился своего – у него получилось; Бексиньский нашел его тело. Через 7 лет не стало и Здислава.


Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski
Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Zdzislaw Beksinski

Здислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski)

Здислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski)