Страницы

Спорный император Великих Моголов Аурангзеб и войны Великих Моголов за наследство

Стилизованное изображение императора Великих Моголов Аурангзеба.

Стилизованное изображение
императора Великих Моголов Аурангзеба


Старик сидит, сгорбившись, над своим молитвенным ковриком, когда на горизонте появляется рассвет, его белая борода намокла от слез, пролитых за ночь. Никто не поверит, что эта беспокойная фигура — шестой император Великих Моголов Аурангзеб Аламгир. Год 1707, и Аурангзеб приближается к концу своей жизни. В эти последние дни он вспоминает свою полную жизнь, расширившую Империю Великих Моголов, и пишет мучительные признания на смертном одре своим сыновьям.

Восхождение Аурангзеба на трон было бурным, отмеченным распрями и предательством. Его жестокое обращение со своими братьями после выхода победителем использовалось для определения его личности. Однако справедливо ли судить его так сурово за то, что сделали многие до него?

В этой статье основное внимание будет уделено войне за престолонаследие, которая привела к приходу к власти Аурангзеба. Он также будет адресован другим историческим и современным правителям, которые использовали ту же тактику для закрепления за своим троном, но все же предстают в более снисходительном свете, чем Аурангзеб, самый любимый, ненавидимый и противоречивый император Великих Моголов.


Крупный план императора Аурангзеба

Крупный план императора Аурангзеба.
«Аурангзеб держит суд», нарисованный (возможно) Бичитром

Каковы были правила престолонаследия Великих Моголов?

Большинство королей полагались на концепцию первородства, которая в основном означала, что право наследования принадлежало первенцу мужского пола. Однако Моголы отказались установить четкие правила наследования, что привело к многочисленным битвам за наследство между соперничающими князьями. Фактически, по мнению многих историков 19 и 20 веков, отсутствие определенных законов о наследовании могло привести к дестабилизации Империи Великих Моголов.

Есть альтернативный способ взглянуть на решение Великих Моголов игнорировать необходимость правил. Мунис Д. Фаруки оспорил вышеуказанную точку зрения в своей книге «Принцы Империи Великих Моголов, 1504–1719», где он предложил историкам преуменьшить роль князей Великих Моголов в формировании эмпирической власти. Он написал:

«…со дня рождения принцев и на протяжении всей своей жизни в качестве принцев они были важными актерами на сцене Великих Моголов. Их центральное положение в конечном итоге проистекало из конкурентной политической энергии, которая определяла борьбу за престолонаследие Великих Моголов в течение шестнадцатого и семнадцатого веков. Особенно после 1580-х годов и решения императора Акбара больше не предоставлять своим сыновьям полунезависимые территории, правила этого состязания были простыми и лучше всего описываются краткой персидской фразой: я тахт, я тахта (либо трон, либо погребальный костер).”
Как сказал Фаруки, борьба за трон имела только два исхода; победитель будет контролировать империю, а проигравший или побежденные столкнутся со смертью. В атмосфере, где такая конкуренция поощрялась и даже поощрялась, неудивительно, что князья Великих Моголов, как известно, калечили и убивали своих конкурентов. Молодых принцев с раннего возраста обучали быть независимыми, безжалостными и жесткими; эти черты будут совершенствоваться по мере того, как они достигают зрелости.

Джалал-уд-дин Мухаммад Акбар , третий император Великих Моголов, сузил список законных конкурентов, включив в него только сыновей императора. Племянники и двоюродные братья мужского пола были лишены права бороться за трон. Акбар сталкивался со многими проблемами, вызванными родственниками в прошлом, и поэтому решил исключить их из списка законных кандидатов.

Акбар даже поощрял своих сыновей путешествовать и развивать свое влияние. Он познакомил молодых принцев с влиятельными людьми, с которыми они заключили союзы. Князья будут добиваться и развивать свои отношения с важными союзниками, которые сыграют важную роль в будущем. Еще один важный элемент преемственности заключается в том, что, когда принц завоевывает трон, он прощает союзников своих конкурентов, чтобы завоевать их лояльность. Вот почему на протяжении всего правления Великих Моголов дворяне не боялись принимать чью-либо сторону; они поддержат принца, который, по их мнению, скорее всего добьется успеха. Даже если их избранный принц проиграет, они не понесут последствий.

Фаруки объяснил далее:

«Одним из решающих последствий такой бурной деятельности было то, что имперские политические, социальные и денежные ресурсы оставались в постоянном обращении, что создавало мощные и широкомасштабные инвестиции не только в отдельных князей, но и в династию в целом».

Император Аурангзеб при осаде Голконды

Император Аурангзеб при осаде Голконды

Борьба Аурангзеба Аламгира за Павлиний трон

Аурангзеб родился 3 ноября 1618 года в семье принца Хуррама (будущего императора Шах-Джахана) и его любимой жены Мумтаз-Махал. Он родился во время правления своего деда, четвертого императора Великих Моголов Джахангира. Аурангзеб был третьим из четырех братьев; его братья Дара Шико и Шах Шуджа были старше, а Мурад был моложе. Эти четыре полных брата и сестры будут соревноваться друг с другом за трон.

Будучи молодым принцем, Аурангзеб вместе со своими братьями получил прекрасное образование. Однако помимо образования детство братьев характеризовалось братским соперничеством. Порядок рождения не имел значения для закрепления за троном, поэтому Аурангзеб знал, что если он сможет перехитрить своих братьев и сестер, то он будет следующим в очереди, чтобы унаследовать блестящий Павлиний трон.

Шах Джахан сделал известными своих любимых детей; его старший сын Дара Шико и вторая старшая дочь Джаханара всегда были вознаграждены больше, чем их другие братья и сестры. Однако был момент, когда Аурангзеб получил признание своего отца, когда Шах-Джахан и его сыновья присутствовали на битве слонов, любимом хобби элиты Великих Моголов. Один из слонов в ярости бросился на Аурангзеба без предупреждения. Чтобы защитить себя, Аурангзеб пронзил голову слона копьем, что еще больше разозлило существо. Аурангзеб пережил столкновение, и его храбрость была признана всеми присутствующими, включая его отца.

К всеобщему удивлению, Дара сбежала во время опасной для жизни встречи. На сохранившихся иллюстрациях Дара изображена на заднем плане в безопасности. В этот момент Шах-Джахан увидел свое отражение в своем сыне Аурангзебе. Это напомнило императору о его собственном героическом поступке, когда он отразил разъяренного льва в 1610 году, в то время как его отец, Джахангир, наблюдал за этим.

Когда Аурангзебу было шестнадцать лет, Шах Джахан отослал его от двора, чтобы он помогал управлять империей. В течение следующих двадцати двух лет, с 1635 по 1657 год, Аурангзеб сражался и защищал королевство своего отца. Шах Шуджа и Мурад также получили провинции под присмотр; каждый из них сыграл свою роль в расширении империи. Все, кроме Дары, которая осталась при дворе, рядом с отцом. Это привилегированное обращение вызвало негодование среди его братьев.

Еще одним моментом, который усилил соперничество между братьями, было предпочтительное обращение с сыном Дары, Сулейманом Шико. В 1657 году Аурангзеб написал письмо своей старшей сестре Джаханаре, жалуясь, что «несмотря на двадцать лет службы и верности, он не считается достойным такого же уровня доверия, как сын его брата [т.е. Сулейман Шикох]». Однако что в конечном итоге разрушило отношения Аурангзеба с его отцом и старшими братьями и сестрами, так это то, что его пригласили в суд, но его сестра Рошанара предупредила его , что его семья планирует убить его.

После многолетнего соперничества все вылилось из колеи, когда Шах-Джахан тяжело заболел и начали ходить слухи о его смерти. Началась война за трон и, наконец, за признание. Мурад объединил силы с Аурангзебом, подписав каулнаму (контракт), согласно которому, как только они одержат победу над Дарой, они разделят между собой империю.

Объединенные силы двух принцев выиграли сражения при Дхармате (апрель 1658 г.) и Самугархе (май 1658 г.) против имперских войск. Начался новый раунд переговоров под руководством Джаханары, действовавшей от имени ее отца.

«Работая от имени Шаха Джахана, она обсуждала возможность раздела империи на пять частей: Дара Шико (Пенджаб и соседние регионы), Шуджа (Бенгалия), Мурад (Гуджарат), Аурангзеб (большая часть северной и центральной Индии) и Старший сын Аурангзеба Мухаммад Султан (Декан). Примерно в то же время Шах-Джахан вел тайные переговоры с Мухаммедом Султаном, пытаясь убедить его отказаться от отца и принять Декан в качестве своего вотчины».
айные переговоры Шах-Джахана с целью настроить сына против отца привели к более быстрому ухудшению ситуации. Аурангзеб и Мурад вышли победителями, но затем Мурад попытался соблазнить войска Аурангзеба сменить союз. Мурад дистанцировался от Аурангзеба, расстроив императора. Несмотря на все трудности, в конце концов Аурангзеб захватил трон, и в разделении империи не было нужды. Бывший император Шах-Джахан был заключен в тюрьму, Дара и Мурад казнены, а Шах-Шуджа бежал и умер в изгнании.

Картина с изображением Павлиньего трона, Дели, около 1850 г
Картина с изображением Павлиньего трона, Дели, около 1850 г

Династия Великих Моголов и приз павлиньего трона Хумаюн:
первая преемственность Великих Моголов

Основатель империи Великих Моголов Бабур, не установил никаких официальных прав наследования до своей смерти. Хотя Хумаюн был объявлен следующим императором, он столкнулся с многочисленными нападениями со стороны родственников, которые считали, что у них более сильные претензии на трон. Его зять, Мухаммад Заман Мирза, долго и упорно сражался против Хумаюна, но сдался и в конце концов погиб. Хумаюн даже столкнулся с противодействием своих сводных братьев, но в итоге вышел победителем. Хотя он столкнулся с предательством своих братьев и был побужден к их убийству, Хумаюн последовал предсмертным словам своего отца: «Ничего не делайте против своих братьев, даже если они этого заслуживают». Во время своего правления он устранил конкуренцию, проложив путь к плавной преемственности своего сына.

Император Великих Моголов, 17 век

Император Великих Моголов, 17 век

Смена преемственности Акбара

Во время войны Хумаюна за трон его сводный брат Камран Мирза похитил его сына Акбара и взял его в заложники. Молодого принца даже использовали в качестве щита, чтобы предотвратить нападение Хумаюна. К счастью, Акбара спасла Махам Анга, его кормилица. Ко времени безвременной смерти Хумаюна в 1556 году он едва установил свою власть после восстановления контроля над своей империей. Акбар унаследовал нестабильную территорию своего отца в возрасте 14 лет и провел большую часть своей жизни, сражаясь и расширяя границы Империи Великих Моголов. Он столкнулся с противодействием своего сводного брата Мирзы Хакима, который в то время контролировал Кабул.

Как упоминалось ранее, Акбар ограничил наследование только сыновьями императора. Однако сам Акбар создал конкуренцию между своими наследниками, когда решил назвать наследником своего внука Хосрова, а не своих сыновей. Историк Мунис Д. Фаруки писал: «Возвысив Хусрау, Акбар, по-видимому, стремился произвести впечатление на все заинтересованные стороны, но особенно на Салима [будущего императора Джахангира], что он был готов отменить их претензии на трон, если они подвергнут сомнению его авторитет». Не может быть никаких сомнений в том, что Акбар хотел более ожесточенной борьбы за трон, учитывая то, как он ее устраивал. Возможно, он хотел проверить, кто будет лучшим кандидатом на то, чтобы взять под контроль наследие Моголов, которое он создал.

В конце концов, преждевременная смерть Мурада и Данияла от отравления алкоголем спасла Империю Великих Моголов от ее первой войны за престолонаследие. Еще одним изменением, произошедшим за несколько дней до смерти Акбара, стало собрание знати. Они объявили, что следующим императором будет его старший сын Джахангир, а не его старший внук Хусров. В своем последнем действии в качестве императора Акбар примирился со своим сыном и сделал его наследником.

Шестифутовый портрет императора Великих Моголов Джахангира

Шестифутовый портрет императора Великих Моголов Джахангира в натуральную величину, считающийся одной из самых редких и желанных картин 17 века, когда-либо выставленных на аукцион, 1617 год

Джахангир: жестокость и насилие во имя власти

Джахангир последовал примеру своего отца, решительно подавляя политические устремления членов семьи. Трое несовершеннолетних сыновей его покойного брата Данияла были вынуждены принять христианство в качестве уловки, чтобы знать не поддержала их. Он неоднократно заключал в тюрьму, изгонял и публично унижал сыновей и внуков своего дяди Мирзы Хакима. Он даже ослепил своего старшего сына Хосрова, прежде чем посадить его в тюрьму в 1607 году.

Джахангир не принимал большого участия в управлении своей империей, предпочитая вместо этого оставаться в постоянном опьянении от вина и наркотиков. Сначала он благосклонно относился к своему сыну Хурраму (будущему Шах-Джахану), оказывая ему все услуги, причитающиеся наследнику. В 1622 году по приказу Хуррама Хусров был убит.

К середине 1620-х годов Джахангир начал одновременно благосклонно относиться к трем основным претендентам: двум своим сыновьям, Парвизу и Шахриару, и внуку Давару Бахшу, сыну покойного Хосрова. Джахангир призвал Давара Бахша искать возмездия за смерть своего отца; в имперском послании Джахангир писал: «Отомстить за убийство своего отца, предав мечу этого несчастного [т.е. Хуррама]».

Наличие трех претендентов на престол вызвало беспорядки, и в 1626 году сторонник принца Парвиза по имени Махабат-хан восстал и взял Джахангира и большую часть императорского двора под арест. Всему пришел конец, когда в октябре того же года Парвиз скоропостижно скончался от отравления алкоголем.

После смерти Джахангира в 1627 году Хуррам наблюдал со стороны, как два оставшихся претендента, его брат Шахрияр и племянник Давар Бахш, шли войной друг на друга. В конце концов Давар Бахш вышел победителем, но мало ли он знал, что вся знать поддержала Хуррама и ждала его возвращения. Когда Хуррам приблизился к Агре , он отправил сообщение своему тестю и стороннику Асаф-хану с просьбой посадить в тюрьму его оставшихся соперников: Давара Бахша; Младший брат Давара Бахша Гуршасп; слепой Шахрияр; и оставшиеся в живых сыновья его дяди Данияла, Тахмурас и Хушанг.

На третьей неделе января 1628 года Хуррам издал прокламацию, которая создала жестокий прецедент для будущего соперничества между княжествами. Он приказал казнить заключенных князей. Затем Хуррам короновал себя как император, приняв титул Шах Джахан, что означает «король мира». Спустя годы его внук Аурангзеб проследит кровавые следы своего деда до трона.

Портрет Шаха Джахана, 17 век

Портрет Шаха Джахана, 17 век

Наследие Шах-Джахана: жестокая братская кровавая баня

Во времена правления предыдущих императоров Великих Моголов все члены королевской семьи играли заметную роль. Это изменилось во время правления Шах-Джахана, когда основное внимание уделялось прямым сыновьям императора. С его решимостью сократить число княжеских конкурентов, он даже зашел так далеко, что предотвратил брак своих дочерей, лишив их возможности иметь детей. Хотя он явно предпочитал, чтобы его преемником стал его старший сын Дара Шико, четверо его сыновей предпочли подражать своему отцу и участвовать в кровавой войне за престолонаследие, в которой в конечном итоге победил Аурангзеб.

Прошлое как прелюдия

История королевской семьи отмечена соперничеством между братьями и сестрами, которое часто заканчивалось кровью. Как ни прискорбен этот факт, убийство семьи ради власти или положения — обычное явление в истории и мифологии.

Одна из первых записанных историй — это история сыновей Адама, Каина и Авеля . Каин убил своего брата Авеля из-за ревности. В мифологии есть похожие истории, например, о том, как Ромул убил своего близнеца Рема за контроль над Римом. В Египте Сет убил Осириса, чтобы захватить трон своего брата.

Клеопатра VII, самая известная египетская царица, убила всех троих своих братьев и сестер, чтобы захватить полный контроль над Египетской империей. Когда она стала соправительницей вместе со своим братом и мужем Птолемеем XIII, ее сестра Арсиноя задумала свергнуть Клеопатру и занять ее место. В конце концов, с помощью Рима Клеопатра вышла победителем. Глядя на Османскую империю , можно привести пример Мехмеда III, который убил девятнадцать своих братьев через несколько ночей после своего вознесения. Хотя братоубийство (акт убийства брата) не было частью правовой основы Османской империи, оно было узаконено Мехмедом II. Мехмед II вел долгую и трудную гражданскую войну против своих братьев Сулеймана, Исы и Мусы. Война длилась восемь лет и истощила ресурсы империи, ослабив ее. Чтобы предотвратить будущие войны, он считал, что убийство претендентов на императорский трон принесет мир. Есть еще много примеров; однако дело в том, что многие королевские семьи по всему миру приняли решительные меры, чтобы обеспечить выживание своей династии.

Вывод

Аурангзеб был продуктом своего времени; он узнал из системы, которую создали его предки. Хотя Дара Шико был казнен, к его телу отнеслись с уважением и похоронили в гробнице Хумаюна. Споры о его правлении как правителя - отдельная тема, но с точки зрения его преемственности он просто продолжил семейное наследие.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Khadija Tauseef,
«Controversial Mughal Emperor Aurangzeb & Mughal Wars of Succession»