Страницы

Гэрри Шоу «Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и "Книги мертвых"»

Гэрри Шоу «Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и "Книги мертвых"»

Глава из книги Гэрри Шоу «Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и "Книги мертвых"».

Эта книга — о египетской мифологии и о том, как древние жители долины Нила объясняли окружающий их мир. Автор рассказывает о сотворении и эволюции мироздания и царствовании богов на земле, знакомит нас с проявлениями египетских божеств в природе, изобретательными способами, с помощью которых египтяне общались с витающими повсюду невидимыми силами, с их представлениями о жизни после смерти. Вы узнаете о похождениях самых знаменитых божеств и о малоизвестных, но не менее захватывающих мифах.

Загробный суд и жизнь аху

Итак, вы успешно справились со всеми испытаниями, что ждут усопшего на пути через Дуат, и прибыли к месту назначения — в Зал Двух Истин, то есть зал, где заседает суд Осириса. Сначала вас допросят, а врата Зала потребуют, чтобы вы назвали по имени каждую их деталь (притолоки, например, остановят вас и скажут: «Не пройдешь ты мимо нас, пока не назовешь имена наши», — на что вам полагается ответить: «Имя тебе — Отвес Тота»). Наконец, врата спросят, какому богу следует о вас доложить.

— Толмачу Двух Царств, — должны сказать вы.
— Кто есть Толмач Двух Царств?
— Тот.

Заслышав свое имя, перед вами немедленно предстанет Тот и продолжит допрос самолично.

— Итак, — скажет он, — зачем ты пожаловал?
— Я пришел на суд, — ответите вы.
— Каков ты есть?
— Я не творил зла. Я бежал от распрей. Я не с теми, кто сеял смуту.
— Кому возвестить о тебе?
— Тому, чья крыша — пламя, стены — живые кобры, а пол — в водах реки.
— Кто он таков?
— Осирис.
— Следуй далее, — говорят тебе. — Око — твой хлеб, Око — твое пиво, Око — твое подношение на земле.

Суд Осириса и совет сорока двух

Всякого бога, какому служил на земле, узришь ты лицом к лицу.

Песнь арфиста из гробницы Неферхотепа

Итак, пришло время суда. В белых одеждах и белых сандалиях, умащенный миррой, с глазами, подведенными черной краской, вы заходите вслед за Анубисом в Зал Двух Истин и сразу же замечаете, что внутри он выглядит в точности как святилище: его свод подпирают колонны, а верх стен украшают перья богини Маат и живые кобры с раздутыми капюшонами. По сторонам Зала стоит вооруженный караул — сорок два божества в обличьях мумий с человеческими, крокодильими, змеиными и львиными головами в париках, также увенчанных перьями Маат. Их суровые взгляды устремлены вперед, руки стискивают ножи.

Из центра Зала за вашим прибытием торжественно наблюдают другие, более известные божества. Ближе всех к вам стоит Тот — его легко узнать по голове ибиса. Он держит палетку писца, чтобы вскоре записать ваш приговор. Впереди высится трон под балдахином; на нем восседает зеленокожий, обвитый белыми пеленами Осирис с крюком и плетью в руках. Он молча наблюдает за происходящим. Позади стоят его сестры Исида и Нефтида. От одного лишь присутствия столь высоких особ у кого угодно разгуляются нервы; однако при виде свирепой богини Аммут у вас начинают дрожать руки и ноги. Чудовище с пастью крокодила, телом полульва-полубарса и задними лапами гиппопотама (в ней соединились образы самых опасных тварей на свете) сидит около весов, готовясь пожрать вас, если злодеяния, совершенные вами при жизни, перевесят перо Маат. Богиня грозно щерит зубы. Кажется, она проголодалась.

Осирис (крайний слева) наблюдает за взвешиванием сердца усопшего (крайний справа, в молитвенной позе)

Осирис (крайний слева) наблюдает за взвешиванием сердца
усопшего (крайний справа, в молитвенной позе)


Аммут (справа) терпеливо ждет, пока Тот запишет приговор умершему.

Аммут (справа) терпеливо ждет, пока Тот запишет приговор умершему.
Амат (Амт, Амамат, Ammut, Amam, Am-mit; в пер. с егип. — «пожирательница») — в египетской мифологии чудовище, совмещавшее черты крокодила и льва (чаще всего изображалось в образе льва с головой крокодила). Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует на сценах суда Осириса в качестве «пожирателя душ», пожирающего грешников. Когда Анубис взвешивал на весах сердца умерших в Зале Двух Истин, тех, чьи сердца оказывались тяжелее страусиного пера Маат, Амат пожирала.


Под пристальным взором Осириса вы заверяете его, Владыку Истины, в своей невиновности. Вы клянетесь, что никого не предавали, не отнимали имущества у сироты, не делали того, что противно богам, не убивали и не повелевали убить. Затем вы в молитвенном жесте поднимаете руки и по очереди подходите к каждому из сорока двух младших божеств — тех, «что пожирают плоть лелеющих зло и пьют их кровь». Вам нужно обратиться к каждому по имени и назвать тот грех, в котором вы не повинны. «О, Быстроногий, приходящий из Гелиополя, я не грешил вероломством», — говорите вы первому. «О Пламенный, приходящий из Хераха, я не запятнал себя воровством», — сообщаете второму, и так далее.

Любознательному из Гермополя надо сказать, что вы не чревоугодник; Свирепому Оку из Летополя — что вы не мошенник; Костолому из Гераклеополя — что вы не лжец; Пожирателю Кишок из Дома Тридцати — что вы не клятвопреступник. Среди сорока двух прегрешений числятся пустая болтовня, угрюмый нрав, кража хлеба, дурное поведение, подслушивание, нетерпение и громогласность, а также более серьезные проступки — убийство священного быка, кощунство, совершенное в стенах своего города, и ворожба, направленная против царя. Наконец, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений на ваш счет, вы еще раз клянетесь в невиновности перед всеми богами и бодрым — может быть, даже чересчур бодрым — голосом напоминаете им, что «пребываете на воде Истины».

Теперь, когда сорок два божества удовлетворены, вам пора вновь предстать перед Осирисом. Анубис готовит весы, а Тот, на сей раз в обличье павиана, вспрыгивает на их опору в центре (или садится подле них). Ваше сердце покидает тело, не причиняя боли, и, проплыв по воздуху, опускается на левую чашу весов. Некоторым усопшим в этот момент становится не по себе, но вам-то не о чем волноваться. Вашу мумию как следует к нему подготовили. Заклинание 30, начертанное на фигурке скарабея — амулете, который лежит над сердцем в вашем физическом теле, — волшебным образом скрывает все прегрешения, и Осирис узнаёт вас с лучшей стороны.

Сердечный скарабей царя Себекемсафа с человеческой головой

Сердечный скарабей царя Себекемсафа с человеческой головой


«Не свидетельствуй против меня на суде, — гласит заклинание, обращенное к сердцу, — не восставай против меня, не очерняй меня перед Владыкой Весов…»
Итак, вы с довольной улыбкой наблюдаете, как ваше сердце покачивается на весах вровень с пером Маат; вам обеспечена долгая и счастливая загробная жизнь. Бог Тот, вернувший себе облик человека с головой ибиса, заносит вердикт в папирусный свиток и объявляет Великой Эннеаде, что он взвесил ваше сердце и признал ваши деяния праведными. В частности, отмечает он, вы при жизни не крали подношений из храмов и не лгали. Убежденная его словами Эннеада соглашается с оправдательным приговором, Хор вновь подводит вас к Осирису и сообщает, что ваше сердце оказалось праведным и не грешило против богов. Итак, Тот записал вердикт, Эннеада его услышала, а богиня Маат засвидетельствовала. Вам нужно выдать пива и хлеба, чтобы вы могли провести вечность как подобает спутнику Хора.

Теперь настал ваш черед обратиться к богам.

Вот я стою пред тобою, о Владыка Запада. Нет скверны в теле моем, не говорил я заведомой лжи, не пятнает меня иная вина. Даруй мне, чтобы стал я одним из избранных, тех, что следуют за тобой, о Осирис, и да буду я одарен милостью великого бога, любимым Господином Обеих Земель…

Книга мертвых, гимн 30В

Затем боги объявляют вас «правогласным» спутником Осириса и любезно возвращают вам сердце. Бог Атум, воплощение сотворенного мира, возлагает вам на голову венок из цветов. Наконец, усталый, но ликующий, вы обретаете свободу и выходите через врата в дальнем конце Зала, напротив тех, в которые вошли.

Жизнь аха — преображенного духа

Оправданный на суде Осириса, вы покидаете его чертог и становитесь одним из блаженных усопших. Ваши духовные начала ка и ба воссоединились; отныне вы зоветесь ахом (см. ниже). Сан аха получает не всякий усопший, а лишь тот, кто с честью проходит испытание судом. Ка и ба того, кто не сумел добраться до Осириса, не воссоединяются; он навеки остается непреображенным — мут, «мертвым». Того, кто признан недостойным, ждет вторая смерть — в чудовищной пасти богини Аммут или же в руках «карателей Осириса… чьи пальцы остры», на «божественной бойне».

Нефертари играет в сенет, символически одерживая верх над невидимой противницей — смертью

Нефертари играет в сенет,
символически одерживая верх над невидимой противницей — смертью

Аху и «враги»

Каждый египтянин стремился после смерти стать ахом, а не «врагом».

Слово «ах» сложно перевести; скорее всего, оно означает не новую ступень духовной эволюции, а высокий сан, которым жалуют усопших. Считалось, что аху достигают единения со светом и пребывают в состоянии благодати, свободные и преображенные. Они вольны странствовать или обитать в любой части сотворенного мира — с богами на небе или со смертными на земле.

Враги миропорядка — скорее некая группа существ, чем просто те, кого сочли недостойными благодати. Они существовали во все времена и олицетворяли собой силы хаоса. Вместо второй смерти «врагов» ждали вечные пытки и казни: к примеру, их заставляли поедать собственные испражнения и ходить перевернутыми. Боги пили их кровь и готовили яства из их плоти. Очевидно, в Дуате было принято швырять врагов в котлы — в «Книге пещер» описаны три вида котлов, которые поддерживают растущие из земли «руки Места Уничтожения». В первом котле горят головы и сердца врагов порядка; во втором — они сами, обезглавленные и связанные; в третьем — плоть, ба и тени врагов Ра и Осириса.

Два котла: в левом пылают обезглавленные тела, а в правом — сердца и головы

Два котла:
в левом пылают обезглавленные тела, а в правом — сердца и головы


Итак, суд позади. Осирис и сорок два младших божества убедились в вашей невиновности. Вы провозглашены ахом. А что же дальше? Выбор богатый, ведь вы теперь можете пребывать в любой точке сотворенного мира. Причем необязательно выбирать что-то одно. К примеру, есть вариант провести загробную жизнь в свите солнечного бога — плыть в его ладье по небу, отражая атаки неприятеля, и в то же время делать подношения и навещать негасимые звезды. Или вступить в чертоги Эннеады и стать подобным девяти великим богам, или мирно выпивать на берегах озера Двух ножей, а затем любоваться священными рыбами, плавающими в бирюзовой воде. Кроме того, у вас будет возможность поглядеть на Хора, вздымающего штандарты Тота и Маат.

Трансформировавшись в аха, вы получите шанс некоторое время пожить и в царстве Осириса, деля с ним трапезы в чертогах «Прекрасного Запада». Если хотите, можете на рассвете покидать Дуат, отправляться в окрестности своей гробницы, чтобы, скажем, поиграть в шашки, а на закате возвращаться в загробный мир. Есть и еще вариант — присоединиться к тем богам, что пытаются рассудить тяжбу Хора и Сетха.

Однако в «Книге мертвых» не сказано, что вы сможете проводить время в обществе других усопших, даже ваших родных и друзей (разве что навещать родителей на Полях тростника; см. ниже). Компанию вам составят лишь боги, которым вы уподобитесь в загробной жизни.

Пребывающий среди богов сам обретает божественную природу. Ваше тело теперь сделано из лазурита, а волосы черны как смоль, но тоже с лазуритовыми прядками. Ваше лицо сияет, словно лик Ра, потому что покрыто слоем золота и инкрустировано лазуритом. Отныне вам предстоит носить белоснежные одежды из тончайшего льна и золотые украшения. После смерти каждая часть вашего тела впитывает священную силу и отождествляется с одним из богов. Вы становитесь Осирисом и Ра и вечно восходите над горизонтом, заливая землю светом.



Источник:
Garry J. Shaw
"The Egyptian Myths. A Guide to the Ancient Gods and Legends"



Доктор Гэрри Дж. Шоу преподавал египтологию в Американском университете в Каире, Ливерпульском университете, Обществе исследования Египта, а в настоящее время преподает свой предмет онлайн на факультете непрерывного образования Оксфордского университета. Он выступал в различных теле- и радиопрограммах, регулярно пишет статьи для журналов и газет, в том числе для газеты The Art Newspaper и Timeless Travel. Также работал над археологическими проектами в Египте и Турции.