Страницы

Айнэ: сияющая кельтская богиня любви, лета и власти

Айне

Айне


Айне часто вспоминают как кельтскую богиню любви. Но она также была божеством богатства, власти и лета. Ее чувствительная и радостная личность принесла ей множество последователей в кельтском мире. Сердце ее культа находилось в Лимерике, Ирландия, хотя ее слава распространилась, как солнечные лучи, по многим другим регионам.
Ассоциации между Айнэ с Венерой, Афродитой и любым другим божеством любви расплывчаты. Она была очень сложной богиней. Можно предположить, что богиню любви окружали бы светлые и счастливые мифы, однако легенды об Айне довольно удручающие. Часто рассказывают истории об изнасиловании и убийстве богини, а также о многих других трудных ситуациях.

>Айне в «Мифах и легендах»

Айне в «Мифах и легендах»;
кельтская раса» (1910) Т. В.Роллстона


Но эти печальные истории на самом деле сблизили ее с женщинами, живущими в суровом кельтском мире. Важно помнить, что, когда кельтская армия работала на других или сражалась за свою землю, женщины также должны были защищать свои дома, города и поселения. Поэтому смерть, жестокость и сексуальное насилие, к сожалению, были обычным явлением для женщин.

Несмотря на грустные рассказы, Айнэ давала женщинам надежду и напоминала им о радостях лета и более приятных временах. Возможно, поэтому ей поклонялись, а не некоторым другим божествам.

Айнэ

Айнэ давала женщинам надежду и напоминала
им о радостях лета и более приятных временах

Солнечная богиня

Кельтские легенды гласят, что Айне была дочерью Эогабайла, члена легендарного Туата Де Дананн. В фольклоре она также была признана женой морского бога Мананнана Мак Лира — божества, имевшего очень большое значение для кельтских воинов. В древних ирландских мифах и легендах Айне описывается как королева фей, богиня земли и природы и повелительница озера. Считалось, что она приносила своим поклонникам удачу и добрую магию. Некоторые считают ее яркой стороной знаменитой богини Морриган.

Туата Де Дананн,
изображенная в «Всадниках сидхе» Джона Дункана. (1911)


Айне также известна как богиня, которая научила людей смыслу любви. Она взяла в любовники многих мужчин-людей и родила много детей-фейри-людей. Есть бесчисленное множество историй о ее выходках с любовниками. Большинство историй об Айне и ее любовниках были счастливыми и мирными, но некоторые были и грустными или тревожными.

Легенда о встрече Айнэ с Айлилль Аулом

Одна из неприятных легенд повествует о человеке, который не хотел познавать значение любви, а руководствовался лишь своими сексуальными желаниями. Этим грубияном был король Мюнстера по имени Айлиль Аулом. Согласно традиционной легенде, он изнасиловал Айнэ, поэтому она откусила ему ухо, из-за чего люди стали называть его «Одноухим Аулом».

По древнеирландскому закону короли должны были иметь идеальную внешность и полное тело. Таким образом, Аулом потерял свою власть. Эта история показывает, что Айнэ также была могущественной богиней суверенитета. Как божество, она даровала силу хорошим людям, но и отнимала ее у плохих.

Король Эйлил и Эйн

Король Эйлил и Эйн
Джона Дункана


Легендарная история, приписываемая Кормаку мак Куленнейну, королю-епископу Кашела (ум. 908), опубликована в Leabhar Laignech c. 12 век нашей эры объясняет эту историю. В нем говорится:

« 1. Пусть кто-нибудь из вас спросит меня об истории чудесного тиса: почему его одного называют тисом спорящих сыновей?
2. Из какого дерева ядовитое красивое дерево – предмет такого предательства? Какой характер дружбы изначально существовал до того, как спорящие сыновья дали ей свое имя?
3. Из своей территории Айлил выбрал этот луг для пастбища своих лошадей: от Дун Клэр до Дун Гэйр, от Ане до Дун Охайр.
4. Стройному народу сидхе не понравилось это вторжение на их землю; они уничтожали траву каждый Самайн — нет истории, которая могла бы сравниться с этой!
5. Айлил пошел с Ферчессом мак Комманом посмотреть на прекрасную траву; они увидели на равнине трех коров и трех человек, пасших их.
6. «Это воры!» — высокомерно сказал Эйлиль. — Без сомнения, женщина и двое мужчин, и их три безрогие коровы.
7. «Это они вытоптали траву и поглотили наше имущество, чтобы ограбить нас, напевая сладкую музыку сидхе, чтобы усыпить расу Адама».
8. «Если они поют музыку сидхе, — сказал Ферчесс мак Комман, — не будем приближаться, пока не расплавим воск для наших ушей!»
9. Они не могли слышать сладкую музыку после того, как заткнули себе уши воском. Внезапно каждая сторона увидела другую: удивительная встреча!
10. В ярости Эогабул (сидхе) и Айлилл сцепились точка в точку; Эогабул был повержен, а Айнэ (сидхе) была свергнута.
11. Айлиль пришел к Айне, одолел ее и лег на нее; тогда он узнал о ней не по согласию, а силой».
12. Айнэ отнесла свой нож Айлилу, никаких лживых показаний! Она отрезала ему правое ухо от головы, склонившейся над ней, так что впоследствии его прозвали Эйлилл Босоухий.
13. Тогда это взбесило Айлиля; он вонзил свое копье в Айне; он не сделал ей чести, он оставил ее мертвой».

Воскрешение древней богини

Хотя Айнэ умерла в этой истории, она осталась бессмертной в ирландской мифологии и в пантеоне ирландских божеств. Как богиня луны, она также стала богиней земледелия и заботилась об урожае. Ее празднование состоялось 1 августа.
Айне также входит в группу Triple Goddess вместе со своими двумя сестрами — Фенне и Грианн. Традиция гласит, что в полнолуние они катаются на лошадях и играют в Лох-Гур, озере, посвященном Айне в графстве Лимерик.

Предание гласит, что Айне и ее сестры Фенне и Грианна забавляются  в Лох-Гуре

Предание гласит, что Айне и ее сестры Фенне
и Грианна забавляются в Лох-Гуре


Старые божества все еще имеют место в современной Ирландии. С ростом популярности Бригитты, Морриган и нескольких других древних богинь культ Айнэ, похоже, снова расширяется. Ее культ по-прежнему силен в Лимерике и его окрестностях, но с продолжающимся ростом религии под названием Викка* ее история также распространяется.

Религия Ви́кка

Ви́кка — неоязыческая религия, основанная на почитании природы. Она стала популярна в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, английскому государственному служащему в отставке, который в то время называл эту религию «ведовством».

Википедия



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Natalia Klimczak*,
«Aine: Radiant Celtic Goddess of Love, Summer, and Sovereignty»




* Natalia Klimczak — историк, журналист и писатель, кандидат наук. Кандидат факультета языков Гданьского университета. Наталья занимается исследованиями в области нарратологии, историографии, истории Галиции (Испания) и древней истории Египта, Рима и кельтов. Она египтолог, полиглот, автор сотен статей и трех книг (примеч. Louiza Smith).