Страницы

Даниил Иезекииля: библейский герой или древняя угаритская легенда?

Даниил Иезекииля может быть библейским, или он может быть основан на угаритском Данеле из Повести об Акхате

Даниил Иезекииля может быть библейским, или он может быть основан на угаритском Данеле из Повести об Акхате, с доказательствами, указывающими в обоих направлениях. Пророки Даниил и Иезекииль на южной стороне средневековой перегородки, церковь Святого Фирмана, Северный Кроули, Бакингемшир, Англия. Источник: Всемирная история


Даниил Иезекииля мог быть реальным человеком, или он мог быть Дэнэлом из древней угаритской легенды, и свидетельства указывают на оба варианта. В библейских пророчествах Иезекииля Даниил охарактеризован как образец праведности и мудрости и стоит наравне с нравственными образцами Ноем и Иовом. В Иезекииля 14:14, говоря о голоде, Иезекииль пишет, что:

«Даже если бы эти три человека — Ной, Даниил и Иов — были в нем, они могли бы спасти только себя своей праведностью».
В другом отрывке из Иезекииля 28: 3 мудрецоподобные качества Даниила отмечены в вопросе к царю Тира:

«Ты мудрее Даниила? Разве от тебя не скрыта тайна?».
Хотя его качества очевидны, идентификация Даниэля занимает более темные воды. В этом споре возникли две основные стороны: одна провозглашает, что Даниил-Иезекель — это библейский Даниил из Книги Даниила, а другая — что он Данил, малоизвестный герой 14-го века до н.э. из Угарита (основанный около 6000 г. до н.э.; примерно до 1185 г. до н.э.) в современной Сирии, аргумент, проистекающий из открытия угаритской сказки об Ахате в начале 20 века.

«Повесть об Ахате», обнаруженная в 1929 году на средиземноморском побережье Сирии

«Повесть об Ахате», обнаруженная в 1929 году на средиземноморском побережье Сирии, представляет собой рассказ о лидере по имени Данил, который, по-видимому, является основой для Даниила Иезекииля, где и Иезекииль, и Даниил являются христианскими пророками. Табличка «Повесть об Акхате», содержащая часть эпоса о Данеле, Лувр, Париж. (Лувр / CC BY-SA 2.0 FR )

Даниил Иезекииля или Дэниел?
Вспомним «Сказку об Акхате»

Сказка об Ахате была обнаружена в 1929 году, когда крестьянин, вспахивая поле, наткнулся на твердый предмет, закопанный в грязи на средиземноморском побережье Сирии , в Рас-Шарме. Раскопки выявили существование каменной гробницы под ней, в которой находились каменные плиты, рассказывающие историю древнего эпоса об Акхате и Данеле.

История вращается вокруг Данела, сильного и справедливого правителя, который больше всего на свете желал сына. Шесть дней он молится богам в храме, а на седьмой день бог Баал заступается за Эль, который исполняет желание Данела. Данел очень рад, и у него рождается сын по имени Акхат. Годы проходят без происшествий, поскольку Акхат, зеница ока своего отца, вырастает и становится человеком, похожим на своего отца. Однако однажды Данел предлагает гостеприимство божественному мастеру Котору. И на жертвоприношении благочестивый лучник дарит царскому сыну Акхату прекрасный лук . Анат, женское божество, возмущена, увидев, что легендарный лук был отдан смертному, и с алчными глазами приводит в действие план его получения.

Богиня приходит к Ахату и предлагает ему богатство, бессмертие и даже себя в обмен на лук. Ахат отказывается от всех ее ухаживаний, что приводит в ярость Анат, который вынужден прибегнуть к более смертоносному плану. Во время охоты в присутствии Акхата Анат превращается в сокола и бросает своего приспешника Ятипана прямо на драгоценного сына Данела. Акхат убит, а Ятипан крадет лук, прежде чем быстро сбежать. Вернувшись к Анат, Ятипан по необъяснимым причинам роняет лук, случайно сломав ценное оружие. Анат, теперь еще более разъяренная, выплескивает свой кипящий гнев на тело Акхата, которое разрывает на куски.

Поскольку Акхат убит, Данел не подозревает об этом, путешествуя по своему королевству, отправляя правосудие своим подданным. Два гонца сообщают ему о преступлении, и вместе с горем Дэнэла великий голод охватывает его королевство, открывая период смерти и нестабильности. Пока Данел проклинает Аната и собирает останки своего павшего сына, Пугхат, дочь Данела, отправляется на поиски мести Анату. Она переодевается Анат и идет в лагерь Ятипана, угощая лакея крепким напитком. Именно на этом повествование обрывается, так как концовка «Сказания об Ахате» до сих пор остается для истории затерянной. Был найден только фрагмент, написанный на камне...

Знаменитая история о Данииле и львах, нарисованная здесь Питером Паулем Рубенсом

Знаменитая история о Данииле и львах, нарисованная здесь Питером Паулем Рубенсом, которую мы все узнали в школе, может быть об угаритском Данеле 14-го века до нашей эры, или это могут быть совершенно разные люди. (Питер Пауль Рубенс / общественное достояние)

Аргумент против Дэнела

Некоторые ученые утверждали, что Даниил из Книги Иезекииля не является Данелом из Повести об Акхате, а вместо этого является Даниэлем из Книги Даниила в Библии . Некоторые утверждают, что Данил не очень похож на Даниила Иезекииля, который изображается праведным, мудрым и царем.

Согласно этой стороне, Данил проявляет черты не короля, а деревенского вождя или старейшины. Данила лишь однажды называют королем, и представления о его доме и обязанностях больше соответствуют представлениям пастырского правителя, чем характеристикам короля, который обычно председательствовал в большом городском центре и обладал армиями, двором дворянство и военная кастовая система . На самом деле слово «млк», означающее «король», внезапно появляется в тексте очень поздно и не является эпитетом, непосредственно описывающим Данила, что делает сам титул сомнительным.

Далее, Данил не изображается как мудрый и праведный правитель, которого символизирует Даниил Иезекииля. Данэль никогда напрямую не связан со словом «хкм», что означает мудрый или проницательный, и таким образом описывается только его бог-покровитель Эль.

Данел не имеет особых навыков в дипломатии или бизнесе. Он не следует пророческой процедуре, решив не осматривать печень стервятника, чтобы предвидеть будущее, вместо этого вскрывая тела, чтобы найти своего сына, и он не расшифровывает полет стервятников , вместо этого подтверждая только их присутствие, что приближается время голода. Эти традиционные атрибуты классического «мудреца» не соблюдаются, и то же самое относится и к способности Дэнела быть праведником.

Данил никогда не прославляется своими близкими отношениями с богами, и его молитвы Баалу первоначально остаются без ответа божества из-за его нытья и скорби. Хотя Данел обладает судебными способностями, примеры этого в тексте служат только для того, чтобы подчеркнуть его положение как вождя, и в этом смысле имеют нейтральную функцию, а не иллюстрируют его навыки вынесения приговора.

В «Ахате» говорится, что «судили дела вдов, судили дело сироты» . Включение «они» является предметом, который предполагает, что это является общей ответственностью суда, а не обязательно исключительно прерогативой Данела. Вдобавок к этому, результаты судебных процессов никогда не обсуждаются, что говорит о том, что конечный результат правосудия Данела не имеет слишком большого значения.

Некоторые указывали на тот факт, что Данил не обладает теми же качествами, что и Ной и Иов , с которыми Даниил появляется рядом в Книге Иезекииля. В отличие от двух своих со-персонажей, Дэнел не может спасти своего сына от убийства, что делает его странным. Кроме того, Данил характеризуется как приверженец Ваала, которому он молится в начале истории о сыне. Напротив, праведность Ноя и Иова характеризуется их позицией против идолопоклонства Израиля, греха, который Данил совершает, когда молится богу, отличному от единого истинного Бога Ветхого Завета.

Таким образом, выбор Данила в качестве основы для Даниила кажется странным выбором, особенно потому, что он расходится с другими персонажами и даже с самим Иезекиилем, который явно осуждает Израиль за их поклонение Ваалу. Такие аргументы привели ряд ученых к выводу, что Даниил Иезекииля должен быть библейским Даниилом, архетипом праведности и справедливости, который больше соответствует характеристикам Ноя и Иова. В дополнение к этому, в Библии нет свидетельств того, что небиблейский персонаж, такой как Данил, упоминается в какой-либо главе Священной Книги.

Бог Ваал из Угарита

Угаритская культура зародилась около 8000 лет назад, и это статуя древнего бога Ваала из Угарита XIV-XII веков до н.э., титул, данный различным божествам в месопотамском и семитском пантеонах. (Лувр / общественное достояние)

Аргумент в пользу Данела

Напротив, многие ученые утверждают, что есть больше свидетельств того, что Даниил Иезекииля основан на угаритском Данеле из басни об Акхате.

Эта сторона пытается опровергнуть изображение Даниила неправедным и не особо мудрым человеком. На самом деле Даниил дважды вершит правосудие вдовам и сиротам, и, напротив, это нельзя рассматривать как нейтральную функцию. Фраза «судить вдову/сироту» на самом деле имеет положительное, а не нейтральное значение, и ее можно сравнить с другими примерами в Библии, которые обозначают этот утвердительный атрибут.

Более того, в Книге Царств III из Библии ясно показана глубокая связь между справедливостью и мудростью, что придает Данелю недостающее качество прозорливости. В нем указано, как:

«И услышал весь Израиль о суде, который вынес царь, и трепетали перед царем, потому что видели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд».

Далее, некоторые элементы мудрости Иезекелиана Даниила можно сравнить с Даниилом. Иезекииль, писавший о Данииле, отмечает, что «от вас не сокрыта тайна», подразумевая, что мудрость Даниила является чертой мантической мудрости , типом познания, включающим в себя магические качества. Примером этого в Акхате является то, что Данел успешно использует заклинания, чтобы умолять облака вызвать дождь.

Эта сторона далее утверждает, что Данил был больше похож на Ноя и Иова, чем принято считать. Показано, что Данил разделяет аналогичную праведность, и его постоянно называют «человеком из Рпу», что можно сравнить с еврейским выражением, переведенным как «Человек Божий», в то время как другая сторона ассоциирует «Рпу». с Ваалом и, следовательно, идолопоклонством Данила, можно альтернативно утверждать, что это относится к Богу Эль, который сидит рядом с благочестивыми судьями Хадада (Ваала) и Астарты. В истории Акхата Данела специально называют «слугой Эль» и он явно является его богом-покровителем, поскольку Эль — это тот, кто позволяет Данелю иметь сына.

В Ветхом Завете Эль, в отличие от Ваала, которого демонизировали, связан с Яхве из израильского пантеона, что делает возможным, что Данил был ассимилирован в традицию Яхвиста как благочестивый и преданный послушник и, в результате, идеальная модель для Даниила Иезекииля.

Аргумент о том, что Данил не мог быть Даниилом Иезекииля, потому что он не смог спасти своего сына, как Ной, Иов и Даниил, также был тщательно изучен. Единство Ноя и Иова в этом отношении нарушается тем, что в истории Иова он не спасает своих детей, а обретает новых.


Кроме того, потерянный финал Акхата намекает на то, что завершение эпоса является счастливым и включает в себя воскрешение его сына Акхата. В сохранившихся отрывках сказки отмечается, что период « бесплодия » после голода закончится через 7 или 8 лет, и повсюду присутствует сильный мотив того, что Данелю нужен сын, что приводит к распространенному предположению, что Акхат либо воскрес, либо заменен. . Таким образом, общие темы историй о Ное и Иове, то есть о человеке, пережившем бедствие и каким-то образом достигшеме освобождения с помощью своих детей, могут быть в равной степени применимы к опыту Данела. Вдобавок Данил также не израильтянин, как Ной и Иов, что придает триаде еще большее единство.

Затем они указывают на хронологические проблемы, очевидные в аргументации противоположной стороны, которая утверждает, что Даниил Иезекииля — это библейский Даниил, человек, современник пророка Иезекииля, который написал свою библейскую главу между 592 и 570 годами до нашей эры. Библейский Даниил был основан на одноименном израильском царе, который вместе с пророком Иезекиилем был депортирован в древний Вавилон царем Навуходоносором после его вторжения в Иудею. На момент написания Даниил был молодым человеком, что делало его включение в тексты Иезекииля рядом со знаменитыми мифическими персонажами, такими как Ной и Иов, необычным.

Тогда более вероятно, что Даниил Иезекииля также является праведным персонажем древности, таким как Данил. Угаритские тексты были написаны в 14 веке до нашей эры, что давало персонажу достаточно времени, чтобы зарекомендовать себя как признанный герой, особенно если он был интегрирован в израильские традиции яхвистов.

Наконец, на страницах Книги Иезекииля Даниил тесно связан с царством Тир, и подразумевается, что он хорошо известен в этом древнем городе. Тирское царство находилось в той же близости от родины угаритов, что делает вполне возможным, что Даниил Иезекииля был сирийцем-финикийцем, как и Данил.

Остается вопрос: угаритский Данил или библейский Даниил?

Остается вопрос: угаритский Данил или библейский Даниил? В Библии есть ряд тайн, которые могли быть объяснены более ранними религиями, но в этом всегда трудно быть уверенным.

Угаритский Данил или библейский Даниил?

Несмотря на их противоположные точки зрения, обе стороны по-прежнему имеют некоторые серьезные недостатки.

В аргументе против Данила последователям все еще приходится иметь дело с хронологическими проблемами и неприятным фактом, что реальный Даниил времен Иезекииля казался слишком молодым, чтобы украшать присутствие древних светил Ноя и Иова. Более того, кажется нелогичным, чтобы Даниил, израильтянин, был связан с двумя известными неизраильтянами.

С другой стороны, аргумент в пользу Данела имеет больше дыр. Возможно, самым большим из них является то, что в Библии нет упоминаний о небиблейских персонажах. Таким образом, нет никаких причин, по которым случай с Данилом был бы особым исключением, тем более что он был известен как многобожник, поклоняющийся пантеону богов, включая Ваала и Эль.

Кроме того, хотя можно сделать вывод, что Даниил должен быть еще одной фигурой из древности, как и два его со-персонажа, которые были известны на протяжении веков, другие триады кажутся столь же возможными. Альтернативно утверждалось, что в порядке их появления Ной представлял доизраильтян, Даниил - израильтян, а Иов - неизраильтян, чтобы охватить самый широкий круг.

Тем не менее, триады в Книге Иезекииля не являются особенно важными или строгими, поскольку можно указать на несоответствие троицы меча, голода и моровой язвы, что делает тот факт, что Даниил упоминается с двумя неизраильтянами, в значительной степени неуместным. Кроме того, ученые, выступающие за отождествление с Даниилом, утверждают, что написание Данила такое же, как у Даниила из Книги Иезекииля, написанное без еврейского «йод», тогда как библейский Даниил действительно включает «йод». Однако опять же, на это можно не обращать внимания, поскольку Библия изобилует вариантами написания. Хотя мы не можем быть уверены, доводы в пользу библейского Даниила как Даниила Иезекииля остаются более сильными, чем угаритский Данел из «Повести об Акхате».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Jake Leigh-Howarth,
«Ezekiel’s Daniel: Biblical Hero or Ancient Ugaritic Legend?»