|
Пектораль в виде священного жука-скарабея
Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой
шпат, ляпис-лазурь.
Высота 15 см
Национальный музей, Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем.
|
История Древнего Египта покрыта тайной и мистикой. До сих пор их достижения и культура поражает ученых современного мира. Больше всего удивляют необычные украшения, которые удавалось найти на многочисленных раскопках и в гробницах. Древнеегипетское ювелирное искусство привлекает своей яркостью, массивностью и роскошью. В них древние мастера закладывали не только красоту, но и символы, которые защищали от несчастий и болезней, продлевали жизнь.
|
Браслеты из
гробницы царя Джера
Начало 3 тысячелетия до н. э. (1 династия)
Золото,
полудрагоценные камни, фаянс
Длина 10,2 - 15,6 см
Египетский музей
|
|
Пектораль царевны Меререт
Около 1840 до н. э.
Золото, сердолик, лазурит, фаянс
7,9 х 10,5 см
Египетский музей, Каир
|
В те времена ювелирные украшения пользовались большой популярностью у египетского народа. В этом случае возраст, пол и даже социальное положение не имели никакого значения. Особенно их много было у представителей высшей власти – фараонов. Эти изделия носили не ради красоты. В них был заложен сакральный смысл, а также защита от духов, которые могли причинить вред человеку, притягивая болезни и горести в их жизнь.
|
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит
Около 1870 до н. э.
Золото, сердолик, лазурит, бирюза, гранат
Высота 8,2 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
|
|
Пояс
Около 1840 до н. э.
Золото, аметист
Длина 60 см
Египетский музей,Каир
Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей.
|
|
Плеть царевны Неферуптах
Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Фаянс, сердолик,
позолота, дерево (современное)
Длина 36,5 см
Из Хавары (пирамида царевны). Ныне Каир
Египетский музей
|
Большой популярностью в те времена пользовались шейные ожерелья. Их носили, как для мужчин, так и женщины. Это украшение изготовляли только из золота, для усиления эффекта помещали камни. Как правило, это были подвески разной формы или пластины. Типичным представителем шейного ожерелья был
усех. По форме напоминало солнце и носилось, как своеобразный воротник. Фараоны часто носили увесистые ускхи или награждали ими отличившихся подданных.
|
Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит
Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс
Высота около 44 см; ширина 19,2 см
Египетский музей, Каир
Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей
Сенусерта II
|
|
Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло
Диаметр 6,1 - 7,3 см, высота 7,3 см
Египетский музей, Каир
|
|
Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен
царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи
|
Браслеты были не менее популярны, чем ожерелья. Традиционно их носили на запястьях и ногах, также надевали на предплечья. Око Гора на браслете считалось оберегом, защищая хозяина от нападок злых духов и неприятностей в жизни. Женщины могли одевать ножные браслеты с бубенцами, которые издавали звук при ходьбе.
|
Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Высота 23,8 см; диаметр 30 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Реконструкция головного украшения и прически царицы -
одной из жен Тутмоса III
|
|
Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Диаметр 10,5, 5,8 и 10,5 см
Государственный музей древностей, Лейден
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду
только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины.
|
|
Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
Национальный музей древностей, Лейден
|
|
Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
8,3 х 5,3 х 2,7
(скарабей); длина цепи 133 см
Национальный музей древностей, Лейден
|
Интересно, что именно в Древнем Египте были придуманы обручальные кольца. Плели их в виде круга, идентичного Луне и Солнцу. Изготовляли из осоки, растущей на берегу Нила и обменивались между собой, надев на безымянный палец. Представляющие власть мужчины носили кольца-печатки с символами. Пектораль, который надевали на шею, но закрывало плечи и грудь, имело особое значение. Это защитник сердца. Египтяне верили, что там находится душа. Поэтому его особо нужно оберегать.
|
Большое ожерелье в форме кобры.
Фрагмент 14 век до н. э.
Золото; чеканка
Национальный музей, Каир
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона
|
|
Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»,
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Высота 27 см
Национальный музей, Каир
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона
|
|
Шкатулка для
благовоний
14 век до н. э.
Национальный музей, Каир
Найдена в гробнице
Тутанхамона.
Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной
стеклянной пастой
|
Также были популярны гребни и всевозможные украшения для волос, золотые пояса, богато украшенные камнями. Серьги, которые часто были объемными и тяжелыми. Это даже подвергало деформации мочку уха, но не считалось уродством. У фараонов было принято носить диадему-урей с изящной змеей посередине. Особое значение имели ювелирные украшения, которые вкладывались в гробницу при погребении. Например, медальон или кольцо с жуком-скарабеем, как символа воскрешения в последующих жизнях.
|
Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Длина 38 см
Египетский музей, Берлин
Основной мотив этого прекрасного ожерелья -
бутоны и цветы граната.
|
|
Бусы
Около 1375 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, стекло Длина
(сверху вниз): 28,5, 51 и 34,5 см
Государственный музей древностей, Лейден
|
|
Пектораль с изображением божественной птицы — сокола.
Ок. 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Высота 11,7 см
Национальный музей, Каир
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола.
В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)
|
Практически все древнеегипетские ювелирные изделия изготовлялись из золота. Это был основной материал, а благодаря нескольким большим месторождениям на территории государства, запасов было много. Однако этот материал не так ценился, как например, железо или серебро. Уникальные изделия получали из электрума, которые напоминали платину. Это был особое сочетание сплава золота и серебра. Его секрет остался навсегда утерянным.
|
Пектораль в виде священного жука-скарабея
Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь.
Высота 15 см
Национальный музей, Каир.
Жук считался символом возрождения и бессмертия.
Часто он изображался катящим перед собой навозный
шар, который
ассоциировался с восходящим солнцем
|
|
Пектораль со скарабеями и растительным орнаментом
Около 1350 до н.э.
Национальный музей, Каир.
|
|
Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс
Длина 53 см
Музей Пелицеуса, Хильдесхайм
|
В украшениях часто использовали всевозможные камни: гранат и аметист, сердолик и лазурит, бирюзу, опал игорный хрусталь. Из них изготовляли драгоценности для фараонов и высших подданных. А бедные люди делали себе украшения из бисера и цветного стекла.
Все ювелирные украшения в Древнем Египте были с богатой палитрой цветов и разнообразием используемых материалов. Такой эффект достигался с помощью ювелирных техник эмаль и смальта. Цветное непрозрачное стекло, древние мастера использовали для мозаичного изображения в виде кубиков или пластин. Популярны были и специальные пасты разных оттенков, которыми покрывали материалы украшений. Синие, зеленые и белые цвета считают основными в ювелирных изделиях египтян.
|
Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль,
полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей, Каир.
Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне.
На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила
|
|
>Золотой трон Тутанхамона.
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль,
полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей, Каир.
Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне.
На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила
|
|
Браслет с амулетом «уджат»
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Длина 16,2 см; ширина 2,7 см
Египетский музей, Каир
|
Большая часть украшений носила религиозный символизм. Хотя были изделия, которые использовали просто как оригинальные и дорогие украшения, или удобную печать для высокопоставленных служителей.
На древнеегипетских ювелирных изделиях часто изображались божественные образы, иероглифы, животные или магические символы. Все эти символы были не только поклонением высшим божествам, но и как защита от мира злых духов.
|
Браслет с амулетом «уджат» (лицевая сторона)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей, Каир
|