«Девушка у
пианино (Увертюра к „Тангейзеру“)» — Картина написана в 1869 году в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.Название отсылает к опере Вагнера «Тангейзер» |
Средневековая легенда о поэте, который любил красивых женщин, вино, вкусные закуски и «дважды в неделю баню», за что и был отвергнут Папой Римским. Но не господом. О том, грешно ли было в Средние века быть любвеобильным и беспечным — рассуждает Madiken Old.
Жил да был Тангейзер или Tannhäuser. Он был поэт-песенник или миннезингер. Тангейзер жил в XIII веке в Германии и сейчас уже сложно сказать, где в истории его настоящая жизнь, а где легенды.
Тангейзер. |
Австрийский герцог Фридрих Воинственный (der Streitbare) пожаловал Тангейзеру деревню и имение, о чем поэт пел всем, кто был готов слушать. Дальше в песнях говорилось, что после смерти герцога поэт «проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня». Тангейзер написал об этом множество баллад и разгуливал с ними по стране.
Песни Тангейзер сочинял своеобразные — плясовые, называемые «Leiche», что говорит о его легком нраве и жизнелюбии. Ученые исследователи пишут, что Leiche — «песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента». Пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с «верною Кунигундою» — вот о чем пел Тангейзер.
Когда он умудрился написать еще и трактат о правилах поведения, я не знаю. Хотя я его не читала, может быть, это и есть те стихи в духе Григория Остера, тогда почему бы и нет. Когда ты поешь перед поедающими руками мясо людьми, наверное, у тебя в голове рождаются какие-то требования. Ну хотя бы чтоб они не плевали в твою сторону.
С именем Тангейзера связана красивая легенда. В ней Тангейзер идет мимо горы Герзельберг. Гора эта называлась в народе горой Венеры и была в ней загадочная пещера, где слышался шум поземных ключей. Впечатлительные германцы вместо того, чтобы наслаждаться этим шумом, услышали в нем стоны грешников и решили, что это ни что иное как вход в чистилище. Однако для романтики поселили в эту пещеру прекрасную богиню Гольду. Богиня была языческая и к христианским грехам относилась не так критично. Иногда Гольду называли Венерой и тогда было совсем не страшно. Вот однажды шел Тангейзер мимо этой горы на состязание поэтов и увидел прекрасную богиню, которая манила его в темноту пещеры.
Картина Джона Кольера на сюжет оперы «Тангейзер» |
Поэт не заставил себя долго уговаривать и пошел за ней. В пещере он прожил семь сладких лет.
«Тангейзер». Театральная рекламка |
Отто Книлле –
Венера и Тангейзер. |
Папа Урбан IV, |
Затосковав по внешнему миру, Тангейзер сказал Венере, что покидает ее. |
А потом Вагнер написал оперу (TANNHÄUSER von Richard Wagner).
Интересное постхристианское прочтение. Вряд ли менестрели в 15 веке, которые пели о Тенгейзере представляли себе Венеру такой. В одной статье я прочитала «дьявольская богиня Венера». Хуже только бог Ваал, наверное...
В опере все совсем страшно, и плохо кончается.
Возвращение Тангейзера к Venusberg. |
То ли дело Гейне. Тангейзер возвращается к своей богине.
Подан ужин, и хозяйка
Гостю кудри расчесала,
На ногах омыла раны
И приветливо шептала:
— «Милый рыцарь, мой Тангейзер,
Долго ты не возвращался;
Расскажи, в каких же странах
Столько времени скитался?»
— «Был в Италии и в Риме
Я, подруга дорогая,
По делам своим, но больше
Не поеду никуда я.
Вот опять теперь вернулся
Я к тебе, к моей Венере
И до гроба не покину
Я твоей волшебной двери».
Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»