Страницы

Превратности любви немецкого менестреля

«Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру“)» — картина Поля Сезанна.

«Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру“)» —
картина Поля Сезанна.

Картина написана в 1869 году в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.Название отсылает к опере Вагнера «Тангейзер»


Средневековая легенда о поэте, который любил красивых женщин, вино, вкусные закуски и «дважды в неделю баню», за что и был отвергнут Папой Римским. Но не господом. О том, грешно ли было в Средние века быть любвеобильным и беспечным — рассуждает Madiken Old.


«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» — пятая по счёту опера Рихарда Вагнера (1813–1883) о средневековом миннезингере, поэзия которого была объявлена Церковью внушением дьявола. Фрагмент картины Поля Сезанна (1839–1906) «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру») (1868).

Жил да был Тангейзер или Tannhäuser. Он был поэт-песенник или миннезингер. Тангейзер жил в XIII веке в Германии и сейчас уже сложно сказать, где в истории его настоящая жизнь, а где легенды.

Тангейзер. Манесский кодекс, XIV век

Тангейзер.
Манесский кодекс, XIV век


Более-менее точно можно утверждать, что родился он в начале XIII в. и не дожил до 1273 г. Историки пытались связать его с австрийско-баварским домом баронов Тангузенов, но точных сведений на этот счет нет. Есть его изображение в форме крестоносца. Возможно тогда он вместе с Фридрихом Вторым, императором германским участвовал в крестовом походе 1228 года. Одна из легенд связывает его имя с именем Папы Римского, наверное, это был папа Урбан IV. Как известно, Фридрих с Римом не ладил, соответственно и Тангейзер тоже.

Австрийский герцог Фридрих Воинственный (der Streitbare) пожаловал Тангейзеру деревню и имение, о чем поэт пел всем, кто был готов слушать. Дальше в песнях говорилось, что после смерти герцога поэт «проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня». Тангейзер написал об этом множество баллад и разгуливал с ними по стране.

Песни Тангейзер сочинял своеобразные — плясовые, называемые «Leiche», что говорит о его легком нраве и жизнелюбии. Ученые исследователи пишут, что Leiche — «песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента». Пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с «верною Кунигундою» — вот о чем пел Тангейзер.

Когда он умудрился написать еще и трактат о правилах поведения, я не знаю. Хотя я его не читала, может быть, это и есть те стихи в духе Григория Остера, тогда почему бы и нет. Когда ты поешь перед поедающими руками мясо людьми, наверное, у тебя в голове рождаются какие-то требования. Ну хотя бы чтоб они не плевали в твою сторону.

С именем Тангейзера связана красивая легенда. В ней Тангейзер идет мимо горы Герзельберг. Гора эта называлась в народе горой Венеры и была в ней загадочная пещера, где слышался шум поземных ключей. Впечатлительные германцы вместо того, чтобы наслаждаться этим шумом, услышали в нем стоны грешников и решили, что это ни что иное как вход в чистилище. Однако для романтики поселили в эту пещеру прекрасную богиню Гольду. Богиня была языческая и к христианским грехам относилась не так критично. Иногда Гольду называли Венерой и тогда было совсем не страшно. Вот однажды шел Тангейзер мимо этой горы на состязание поэтов и увидел прекрасную богиню, которая манила его в темноту пещеры.

Картина Джона Кольера на сюжет оперы «Тангейзер»

Картина Джона Кольера на сюжет оперы «Тангейзер»


Поэт не заставил себя долго уговаривать и пошел за ней. В пещере он прожил семь сладких лет.

«Тангейзер». Театральная рекламка

«Тангейзер». Театральная рекламка


Но христианство никогда не позволяет насладиться жизнью без вины. Как говорил папенька одной киногероини: «Страданиями душа совершенствуется», а вовсе не забавами с frau Venus (фрау Венерой). Поэт вспомнил о душе, которую он губит, вылез из пещеры и направился к Папе Римскому за прощением.

Отто Книлле – Венера и Тангейзер. Поэт вспомнил о душе, которую он губит.

Отто Книлле – Венера и Тангейзер.
Поэт вспомнил о душе, которую он губит.


Tут и появляется в легенде Папа Урбан IV, который прощать распутника не собирался, а сказал, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника.

Папа Урбан IV, который прощать распутника не собирался

Папа Урбан IV,
который прощать распутника не собирался


Поэт расстроился и пошел искать утешения у прекрасной богини Венеры, а тем временем папа нашел свой посох в цветочках и листиках. Папа послал за прощенным поэтом, но поздно, менестрель скрылся в пещере до Страшного Суда. Тогда у входа в пещеру поставили доброго гения Эккарта, который никого больше не должен впускать внутрь, от греха подальше.

Затосковав по внешнему миру, Тангейзер сказал Венере, что покидает ее.

Затосковав по внешнему миру, Тангейзер сказал Венере, что покидает ее.


Сначала Тангейзер пел о себе сам, потом этим занялись другие поэты — Гейне, Эйхендорф, Новалис, Гофман и так далее.

А потом Вагнер написал оперу (TANNHÄUSER von Richard Wagner).

Интересное постхристианское прочтение. Вряд ли менестрели в 15 веке, которые пели о Тенгейзере представляли себе Венеру такой. В одной статье я прочитала «дьявольская богиня Венера». Хуже только бог Ваал, наверное...

В опере все совсем страшно, и плохо кончается.

Возвращение Тангейзера к Venusberg.  Художник  Aubrey Vincent Beardsley

Возвращение Тангейзера к Venusberg.
Художник Aubrey Vincent Beardsley


То ли дело Гейне. Тангейзер возвращается к своей богине.

Подан ужин, и хозяйка
Гостю кудри расчесала,
На ногах омыла раны
И приветливо шептала:

— «Милый рыцарь, мой Тангейзер,
Долго ты не возвращался;
Расскажи, в каких же странах
Столько времени скитался?»

— «Был в Италии и в Риме
Я, подруга дорогая,
По делам своим, но больше
Не поеду никуда я.

Вот опять теперь вернулся
Я к тебе, к моей Венере
И до гроба не покину
Я твоей волшебной двери».

Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»