Страницы

«Апокалипсис» Альбрехта Дюрера

«Апокалипсис» Альбрехта Дюрера

«Апокалипсис» Альбрехта Дюрера


Знаменитую серию из 15 гравюр Альбрехта Дюрера к «Откровению Иоанна Богослова», более известному как «Апокалипсис», нередко называют самыми известными и пугающими произведениями Ренессанса.

Многие из изображений, вошедших в серию, к примеру «Четыре всадника Апокалипсиса», известны людям даже весьма далеким от искусства и просто потрясают мастерством исполнения с первого же взгляда.

Но какая же история предшествовала созданию

Знаменитые «Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера.

Знаменитые «Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера


К моменту начала работы над иллюстрациями (1496 год) Дюреру было всего около 25 лет и в то время он только открыл свою первую мастерскую в Нюрнберге. Считается, что к созданию серии апокалиптических гравюр мастера подтолкнуло его первое путешествие в Венецию в 1494 - 1495 годах, где он и познакомился с итальянским Ренессансом, столь значительно повлиявшим на сам стиль произведений. Однако сама историчность этого путешествия весьма спорна и возможно является не более чем красивой историей.

«Жена, облечённая в солнце» и «Битва архангела Михаила с драконом»

«Жена, облечённая в солнце» и
«Битва архангела Михаила с драконом»


Несмотря на значительное количество времени, потребовавшегося на создание гравюр и печать самой книги, «Апокалипсис» не был для Дюрера работой по заказу. Столь масштабным проектом мастер занялся исключительно по собственной инициативе.

Текст немецкого издания был взят из «Кобергской Библии» 1483 года, а вся серия, вероятно, вырезана на грушевых досках и опиралась на теологические советы от Иоганнеса Пиркхаймера (отца друга Дюрера).

Кроме необычайного мастерства исполнения, изображения отличаются еще и рядом интересных особенностей:

Все гравюры подписаны монограммой Дюрера, что крайне необычно для подобных произведений того времени.

Монограмма Альбрехта Дюрера на гравюре «Иоанн перед Богом».

Монограмма Альбрехта Дюрера на гравюре «Иоанн перед Богом».


Кроме того, необычен и сам тип иллюстраций: во всю страницу на лицевой стороне и поясняющий текст на обороте, что представляет собой двойную версию изложенного (в картинках и словах), где читатель должен сравнить каждую иллюстрацию с написанным прежде, чем перейти к следующему шагу ознакомления со всем произведением.

В наше время подобная практика далеко не редкость для сказок и детских книг, но в XIV веке была совершенно удивительна, ведь перед читателем в прямом смысле открывался совершенно новый, доселе невиданный мир.

Никогда ранее видения Иоанна еще не были представлены в столь драматичном и наглядном виде.
«Зверь с семью головами» и «Мученичество Иоанна Богослова».

«Зверь с семью головами» и «Мученичество Иоанна Богослова»


Дюрер назвал свой апокалипсис «Большой книгой». Позже он опубликовал еще две «Большие книги»: «Жизнь Марии» и «Великие Страсти», некоторое время продававшиеся вместе как сборник.

«Апокалипсис» пользовался большой популярностью и в короткое время сделал Дюрера известным далеко за пределами своего родного города.

И совершенно не случайно.

Примерно так выглядели иллюстрации к «Откровению Иоанна Богослова» до Дюрера. Пример из Кёльнской Библии 1479 года.

Примерно так выглядели иллюстрации к «Откровению Иоанна Богослова» до Дюрера.
Пример из Кёльнской Библии 1479 года


В период политических и религиозных волнений, характеризующихся длительными ожиданиями и абсолютной неопределенностью будущего (в особенности за несколько лет до Реформации) интерес к апокалиптическим темам был необычайно велик. Публикация книги в 1498 году, одновременно на латинском и немецком языках, оказалась как никогда кстати.
В то время большая часть католической Европы с ужасом ожидала Страшного Суда, наступление которого ждали в 1500 году.
«Вавилонская блудница» (поздняя цветная версия).

«Вавилонская блудница» (поздняя цветная версия)


Благодаря большому тиражу несколько экземпляров книги сохранились и до наших дней, в большинстве своем в виде отдельных страниц с иллюстрациями, которые нередко продавались как самостоятельные произведения искусства, но только благодаря ним мы и сегодня можем видеть шедевры Альбрехта Дюрера созданные более 500 лет назад.