Страницы

Дети в Древнем Египте

Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи из дворца в Эль-Амарне

Дочери Эхнатона.
Фрагмент росписи из дворца в Эль-Амарне

Тема взаимоотношений отцов и детей имеет столь же важное значение, что и любая другая тема, связанная с цивилизацией Древнего Египта и это не удивительно. Она открывает для нас египтян с самой неожиданной стороны: их любовь к детям просто не знала границ. Древнегреческий географ и историк Страбон (64-63 год до н. э. — 23-24 год н. э.) оставил описание обычая, который считался едва ли не самым важным в жизни древних египтян. Согласно ему, каждая семейная пара должна была выкормить и вырастить всех, родившихся у нее, детей, при этом детей старались рожать как можно больше, ведь они были будущим страны.


Вообще, нужно отметить, что египтяне отличались плодовитостью, которая объяснялась благоприятным климатом и плодородием государства. Согласно Диадору, в те времена дети не были большой обузой для своих родителей. Так, например, в юном возрасте они обходились без одежды и обуви: мальчики носили только ожерелье на шее, а девочки — гребень в волосах и поясок на талии. Питались они также очень скромно — сырыми или вареными стеблями (или корнями) папируса. Рожая, преимущественно, несколько детей, египтяне любили их всех, однако при этом рождение мальчика-наследника было для них самым важным событием. В этом отношении очень характерна одна древнеегипетская сказка об обреченном царевиче:
«Жил-был некогда один царь, у которого не было наследника. Он просил богов своей страны, и повелели они ниспослать ему сына».
Рождение мальчика было настоящим праздником для родителей, т. к. основной долг сына в те времена состоял в том, чтобы достойно похоронить своего отца и позаботиться о его гробнице. Здесь нужно заметить, что египтян всегда интересовало будущее. В следствие с этим, при появлении каждого новорожденного родители взывали к семи богиням Хатхор и те слетались к ребенку, чтобы предсказать его судьбу: что его ждет в жизни, и от чего он умрет. Разумеется, что предсказанное несчастье производило сильное впечатление на родителей, которые оберегали свое чадо с пеленок и до того времени, пока ребенок не достигал совершеннолетия и сам не мог распоряжаться своей судьбой.

В раннем детстве дети обходились без одежды и обуви, обходясь только ниткой бус на шее и пояском на талии. Но вот, однажды наступал день, когда подросток (будь то мальчик или девочка) должен был надеть первые в своей жизни одежды. Воспитатели детей знатных родителей хорошо помнили тот день, когда они впервые помогли облачиться в одежды (девочке выдавалось платье, мальчику — набедренная повязка) своей любимой воспитаннице или воспитаннику.

Юный принц. Роспись в гробнице Хаэмуасета

Юный принц.
Роспись в гробнице Хаэмуасета


Как правило, этот день считался большим праздником, который совпадал с первым обучением в школе. Однако здесь нужно отметить, что в школу ходили только дети знатных и состоятельных родителей. Что касается детей ремесленников, крестьян и простолюдинов, то они оставались дома, постепенно осваивая ремесло своих родителей. Кто был помладше, тот пас скот и помогал по дому, кто постарше, тот работал на полях и т. д.

Далее мы поговорим о том, как в патриархальном древнеегипетском обществе отцы воспитывали детей. Да-да, именно отцы, т.к. прежде всего на мужчинах лежала эта почетная обязанность по воспитанию подрастающего поколения.

Прежде всего детей должно было быть много, т.к. детская смертность была довольно высокой. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни», где регистрировали ребенка, составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт. Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Царицы и другие знатные дамы не обременяли себя: детей воспитывали кормилицы и няньки, а после 5 лет - воины и жрецы.

Положение женщины в Древнем Египте было почти такое же как в нашем. Она могла свободно выбирать себе мужа, распоряжаться своим имуществом, завещать его по своему усмотрению. Но выйдя за муж, она подчинялась мужу. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона».

Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю. Образованная женщина могла врачевать, быть управляющей, адвокатом в суде и получать за свой труд такую же плату, как и мужчина. Но воспитанием сыновей занимались прежде всего отцы.

Как правило дети наследовали профессии своего отца. К концу второго тысячелетия до н.э. Египет превратился в бюракратическое государство. Армия чиновников была громадной. Коррупция достигла угрожающих размеров и тогда был издан закон, который записан на стене одной пирамиды. "Тебя не будет, Твой сын не будет на месте твоем". Уличенный в коррупции чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привелегий и становились слугами.

По этой причине государственный чиновник должен был быть честным и очень образованным человеком. Дети начинали обучение в храмовых школах с 5 лет, учителями были жрецы, обучение длилось 12 лет.

В 5 лет мальчик получал первую набедренную повязку и ему делали обрезание (первая инициация). Мальчиков и девочек коротко стригли, до совершеннолетия мальчики носили "локон юности" - боковую косичку, который при второй инициации, посвящался местному богу.

Молодые писцы во время учебы. Новое царство

Молодые писцы во время учебы.
Новое царство


Наследные принцы как и дети военных также обучались при храмовых школах, но помимо прочих предметов, военному делу уделялось особое внимание.

Известно, что сын Тутмоса III, будущий фараон Аменхотеп II не получал завтрака пока не пробегал определенную дистанцию и несколько раз не переплывал Нил. Он вырос выдающимся атлетом, стрела пущенная его рукой с боевой колесницы пробивала медный щит.

Другой принц, будущий фараон Рамзес II, достигнув 15 лет, получил от отца подарок - наложницу и ключи от всех гаремов страны. У фараоны их было, примерно 4, во всех крупных городах страны.

Рамзес II жил очень долго, более 90 лет, у него было 20 жен, тьма наложниц и более 100 детей. Один из его сыновей был первым археологом в мире! Но наследный принц, изучая древние гробницы, засыпанные песками, ранних династий искал не драгоценности, а настоящие сокровища - древние манускрипты со знаниями. Именно ему принадлежит мысль, что знания увеличивают печаль.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание.

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат (дословно переводится как правда, но в более широком толковании) — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения:
«Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».
Группа из двух женщин и ребенка. Среднее или Новое царство. XII-XVII династии. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Группа из двух женщин и ребенка.
Среднее или Новое царство. XII-XVII династии.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм:
«Послушание — это наилучшее у человека»
 Учитель обычно обращался к ученику с такими словами:
«Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».
Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов:
«Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, уличенные в этом за физические увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения гераклеопольского царя» XIII в. до н. э. писал:
«Следуй отцам твоим, предкам твоим».
Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности:
«Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице».
Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например:
«Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль».
Эхнатон и Нефертити с детьми на руках. Новое царство

Эхнатон и Нефертити с детьми на руках.
Новое царство


Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, то девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались ли они становиться профессиональными танцовщицами или плакальщицами. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. Мать учила их готовить и ткать, а вот стирали белье и одежду в Египте чаще мужчины. Чем выше был статус семьи, тем меньше работы по дому выполняла женщина. Для зажиточного древнего египтянина услышать от кого-нибудь фразу, что у его жены кожа слишком темная от загара было равносильно нанесению оскорбления.

Нашим же детям в наследие от Древнего Египта осталось такая радость как каникулы. Само слово римское это латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка», с ней римляне познакомились поближе, завоевав Египет. Восхождение звезды Сириус или созвездия Большого Пса для египтян было началом нового года и приходилось это время на самый жаркий период. С празднованием восхода Сириуса начинался и праздник Изиды, в Египте римской эпохи жрецы несли изображение собак или даже вели живых собак впереди колесницы Изиды. Этот период года римляне и назвали "египетской жарой", а римский сенат объявил дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда звезда Сириус появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы».


Egyptopedia