Страницы

Танец лирохвоста

Танец лирохвоста
Танец лирохвоста

На этом фото свой роскошный хвост распустил самец большой птицы-лиры, или большого лирохвоста (Menura novaehollandiae), — одного из двух современных видов семейства лирохвостов (Menuridae). Эти птицы обитают в лесах юго-восточной Австралии и на юге Тасмании. Взрослые самцы достигают метра в длину, примерно половина приходится на роскошный хвост в форме лиры, который они раскрывают над собой во время ухаживания или соперничества. Красивый брачный ритуал и ярко выраженная способность к подражанию сделали лирохвостов, пожалуй, самыми известными птицами Австралии.

Восхищался лирохвостами и известный английский натуралист и писатель Джеральд Даррелл. В своей книге «Путь кенгуренка» (“Two in the Bush”) Даррелл пишет про этих птиц так:
«Сами по себе лирохвосты не так уж и эффектны, скорее, даже довольно бесцветны, вроде самки фазана. Вся их прелесть заключена в хвосте, в двух очень длинных, изящно изогнутых перьях, очертаниями напоминающих старинную лиру. Эта иллюзия тем сильнее, что пространство между лировидными перьями заполнено ажурным узором из тончайших белых перьев, похожих на струны».
Самец большого лирохвоста со сложенным хвостом. Лирохвосты не очень хорошо летают, зато благодаря длинным и сильным ногам быстро бегают и способны разгребать лесную подстилку в поисках беспозвоночных, которыми они питаются. Фото © Brian Ralphs с сайта flickr.com
Самец большого лирохвоста со сложенным хвостом.
Лирохвосты не очень хорошо летают, зато благодаря длинным и сильным ногам быстро бегают и способны разгребать лесную подстилку в поисках беспозвоночных, которыми они питаются.
Фото © Brian Ralphs с сайта flickr.com

Как наблюдательный натуралист, Даррелл подробно описал поведение лирохвостов:
«Когда подходит начало брачного сезона, самцы выбирают себе в лесу участки, которые превращают в “танцевальные залы”. Своими сильными ногами они расчищают площадку, причем опавшие листья собирают в кучу в центре, так что получается своего рода эстрада. Затем начинаются брачные игры, и я затрудняюсь назвать более захватывающее зрелище. Хвост и пение — вот два средства, с помощью которых самец старается соблазнить всех дам в округе, и, возможно, они и устояли бы против хвоста, но против такого пения, по-моему, устоять невозможно.

Лирохвост — подлинный мастер подражания, и он включает в свой репертуар песни других птиц, да и не только песни, а все звуки, которые ему придутся по душе. Казалось бы, должна получиться какофония, но на самом деле выходит нечто совершенно восхитительное».
Действительно, песня лирохвостов на 70–80% состоит из элементов песен других видов птиц, которым они подражают. И подражают так умело, что в некоторых случаях даже сами подражаемые откликаются на эти позывные. Самцы поют в течение всего года, но в сезон размножения — чаще и дольше. Самки более молчаливы: звуками они пользуются в первую очередь для защиты гнезда, имитируя вокализацию хищных птиц, а во время ухаживания в «разговоры» с противоположным полом не вступают.

Брачная демонстрация лирохвоста перед самкой. Коричневое оперенье хвоста у самок и молодых самцов помогает им меньше выделяться на фоне лесной подстилки. Фото с сайта abc.net.au
Брачная демонстрация лирохвоста перед самкой. Коричневое оперенье хвоста у самок и молодых самцов помогает им меньше выделяться на фоне лесной подстилки. Фото с сайта abc.net.au

Лирохвосты копируют не только других птиц, но и технические звуки (например, жужжание пилы, звук затвора фотоаппарата) — хотя и намного реже. Причем молодые птицы лучше учатся, подражая старшим товарищам, а не повторяя непосредственно за источником звука. Даррелл, конечно же, описал и этот феномен:  
«Сперва прозвучали две-три пробные ноты, словно он настраивал свою флейту, а затем Спотти медленно опустил крылья, расправил хвост, так что над спиной у него засверкал белый каскад перьев, закинул голову — и из его горла полились звуки столь виртуозные, что описать их попросту невозможно... Наряду с трелями и фиоритурами, иногда даже сочного контральтового тембра, я услышал хриплый, резкий хохот кукабарры, крик австралийской трещотки (напоминающий свист и щелчок пастушьего бича) (здесь неточность переводчика: имелась ввиду птица-бич Psophodes olivaceus.) и звук, который можно сравнить лишь с дребезжанием набитой камнями жестяной банки, катящейся вниз по скале. И ведь что удивительно: все эти странные, немелодичные звуки так искусно сочетались с основной темой, что ничуть ее не портили, а только украшали».
Пытаясь очаровать самок, самцы лирохвостов могут устраивать целое представление. Во время танца птицы координируют движения ног, крыльев, положение хвоста. Они могут шагать в сторону, прыгать или раскачивать тело, параллельно хлопая крыльями или, наоборот, держа их неподвижными, широко раскрыть хвост и наклонить его вперед или сложить его, держа над головой или опустив вниз. Причем каждому типу движений соответствует своя песня. Тем не менее танец — не обязательный элемент программы, и иногда лирохвосты обходятся только вокалом.

Пение лирохвоста с элементами брачного танца




A. Shurpitskaya