Игру в прятки любят все дети. Она кажется простой, но на самом деле игрокам нужно следовать строгим правилам и выбирать стратегии поведения. Тем не менее с ней успешно справляются не только дети, но и… крысы! На YouTube можно найти видео, на которых эти домашние питомцы с увлечением играют в прятки. Ученые решили проверить, насколько хорошо крысы способны выучить правила этой игры, и получают ли они от нее удовольствие
Вдохновленные просмотром видео с играющими в прятки крысами, нейробиологи из Берлинского университета им. Гумбольдта (Германия) решили провести подобный эксперимент в условиях лаборатории. Экспериментальная игровая площадка представляла собой комнату, где находились обычные и прозрачные коробки и картонки, в которых можно было прятаться – как животному, так и партнеру-человеку. А чтобы изучить нейрональные основы игрового поведения крыс, ученые имплантировали им в область медиальной префронтальной коры мозга, связанной с обучением, устройства, воспринимающие электрические сигналы от нейронов.
Сначала крыс обучили правилам игры. Когда крыса исполняла роль «водящего», ее помещали в непрозрачную коробку, крышку которой можно было закрыть и открыть дистанционно, дернув за веревку. Пока крышка была закрыта, экспериментатор прятался в одном из трех предназначенных для этого мест. Затем он открывал коробку, и животное начинало поиски. Последние считались успешными, если крыса подходила к человеку на расстояние не меньше 40 см и могла его увидеть. Тогда она получала вознаграждение в виде поглаживаний – угощения не предлагали.
Если прятаться должна была крыса, то коробка оставалась открытой, а экспериментатор садился рядом, давая сигнал начала игры. Крыса выскакивала и бежала в одно из семи укрытий. После того как животное скрывалось из виду, его «находили», и также почесывали и поглаживали в качестве поощрения.
Все шесть экспериментальных животных в течение 1–2 недель научились правильно выступать в роли водящего, а пять из них научились правильно прятаться и не менять роли в течение игры.
Далее эксперименты проводили в разных вариантах. Например, экспериментатор мог оставить «стартовую» коробку открытой, так что крыса могла наблюдать за прятавшимся человеком. В этом случае крыса целенаправленно шла к укрытию и находила человека быстрее. В другом варианте экспериментатор пять раз подряд прятался в одном и том же месте, и время поиска сокращалось с каждым повтором.
Поведение некоторых крыс в эксперименте намекало на наличие у них способности представлять, что думает другой игрок: например, когда они предпочитали прятаться в непрозрачном ящике. Игровое поведение животных было связано с активацией нейронов: примерно треть их активировалась в момент закрытия крышки коробки, т.е. в момент обработки сигнала, определяющего правила игры для участника – искать или прятаться. Активность нейронов менялась и во время других ключевых игровых событий.
Но почему крысы вообще играли в прятки? Чтобы получить вознаграждение? Или они получали удовольствие от самой игры?
В пользу второго предположения говорит несколько наблюдений. Во-первых, животные подпрыгивали и делали другие характерные движения, демонстрирующие хорошее настроение. Во-вторых, они явно не хотели быстро закончить игру, так как прятались исключительно в непрозрачных коробках. В-третьих, прячущиеся крысы молчали, тогда как при поиске и обнаружении прячущегося пищали постоянно. Наконец, после того, как их обнаруживали, животные часто убегали и снова прятались. Кстати сказать, крысы уставали уже после 20 раундов игры, тогда как в других экспериментах с пищевым вознаграждением они обычно проходят через сотни раундов испытаний.
Таким образом, ролевые игры вполне могут быть эволюционно древним поведением. И хотя мы не можем доподлинно узнать, о чем думает крыса, полученные результаты служат косвенными доказательствами, что животные могут обладать зачатками поведения, которое мы привыкли считать чисто человеческим.
Сначала крыс обучили правилам игры. Когда крыса исполняла роль «водящего», ее помещали в непрозрачную коробку, крышку которой можно было закрыть и открыть дистанционно, дернув за веревку. Пока крышка была закрыта, экспериментатор прятался в одном из трех предназначенных для этого мест. Затем он открывал коробку, и животное начинало поиски. Последние считались успешными, если крыса подходила к человеку на расстояние не меньше 40 см и могла его увидеть. Тогда она получала вознаграждение в виде поглаживаний – угощения не предлагали.
Если прятаться должна была крыса, то коробка оставалась открытой, а экспериментатор садился рядом, давая сигнал начала игры. Крыса выскакивала и бежала в одно из семи укрытий. После того как животное скрывалось из виду, его «находили», и также почесывали и поглаживали в качестве поощрения.
Все шесть экспериментальных животных в течение 1–2 недель научились правильно выступать в роли водящего, а пять из них научились правильно прятаться и не менять роли в течение игры.
Далее эксперименты проводили в разных вариантах. Например, экспериментатор мог оставить «стартовую» коробку открытой, так что крыса могла наблюдать за прятавшимся человеком. В этом случае крыса целенаправленно шла к укрытию и находила человека быстрее. В другом варианте экспериментатор пять раз подряд прятался в одном и том же месте, и время поиска сокращалось с каждым повтором.
Поведение некоторых крыс в эксперименте намекало на наличие у них способности представлять, что думает другой игрок: например, когда они предпочитали прятаться в непрозрачном ящике. Игровое поведение животных было связано с активацией нейронов: примерно треть их активировалась в момент закрытия крышки коробки, т.е. в момент обработки сигнала, определяющего правила игры для участника – искать или прятаться. Активность нейронов менялась и во время других ключевых игровых событий.
Но почему крысы вообще играли в прятки? Чтобы получить вознаграждение? Или они получали удовольствие от самой игры?
В пользу второго предположения говорит несколько наблюдений. Во-первых, животные подпрыгивали и делали другие характерные движения, демонстрирующие хорошее настроение. Во-вторых, они явно не хотели быстро закончить игру, так как прятались исключительно в непрозрачных коробках. В-третьих, прячущиеся крысы молчали, тогда как при поиске и обнаружении прячущегося пищали постоянно. Наконец, после того, как их обнаруживали, животные часто убегали и снова прятались. Кстати сказать, крысы уставали уже после 20 раундов игры, тогда как в других экспериментах с пищевым вознаграждением они обычно проходят через сотни раундов испытаний.
Таким образом, ролевые игры вполне могут быть эволюционно древним поведением. И хотя мы не можем доподлинно узнать, о чем думает крыса, полученные результаты служат косвенными доказательствами, что животные могут обладать зачатками поведения, которое мы привыкли считать чисто человеческим.
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме: