Страницы

Кунсткамера Виллема ван Хахта

Апеллес рисует Кампаспу(Александр Македонский в мастерской Апеллеса)». (ок.1630). Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага. Автор: Виллем ван Хахт.
Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса)». (ок.1630). Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага. Автор: Виллем ван Хахт.

Легенда о том, как македонский царь Александр Великий отдал свою любовницу художнику взамен на ее портрет, достаточно известна и много веков была излюбленной темой многих западноевропейских живописцев. А самым потрясающим своими размерам, замыслом и композиционным решением посвященным этой тематике вот уже около четырех столетий является уникальное творение фламандца Виллема ван Хахта.

Творческое наследие фламандского художника Виллема ван Хахта знакомо любителям живописи всего по нескольким полотнам, на которых изображены собрания картин, скульптур и других произведений искусства, то есть так называемые "кунсткамеры".

Подобного рода картины были очень популярны в 17 столетии в Антверпене, а в наши дни они представляют собой историческую ценность как наглядная летопись истории западноевропейского искусства.

Неизгладимое впечатление производит то, что живописные и скульптурные произведения изображены реальные, имеющие своих авторов, а все персонажи являются конкретными историческими личностями.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

За основную сюжетную линию художником взята древнегреческая легенда, по которой античный художник Апеллес так превосходно выполнил портрет любовницы Александра Македонского, что тот в восхищении оставил любовницу художнику, а себе взял ее изображение, полюбив портрет больше натуры.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).  Фрагмент.
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
 Фрагмент.

К слову, Апеллес (370 — 306 гг. до н.э.) был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности и к тому же другом Александра Великого. К сожалению до наших дней не сохранилось ни единой работы мастера. О его творчестве известно только из свидетельств античных историков.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

Героев своего гениального творения художник Виллем ван Хахт поместил в современный ему 17 век и приодел их в восточные наряды, соответствующие своей эпохе. Все действие происходит вокруг ключевой фигуры - Апеллеса, воодушевленно пишущего портрет красавицы Кампаспы, любовницы Александра Македонского, который с восторгом следит за процессом.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

Основные герои окружены множеством созерцателей, стражников, воинов, прислуги. Однако невероятное впечатление у зрителя вызывает, так называемая, мастерская Апеллеса, в которой собрана огромная коллекция творений художников и скульпторов - своего рода картинная галерея.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

Огромное помещение завешено и заставлено невероятным количеством картин и скульптур, каждая из которых реально создана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками 16-17 столетия. Полотно Виллема ван Хахта как бы объединило в себе разные эпохи в одно временное пространство.

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630). Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт
«Александр Македонский в мастерской Апеллеса». (ок.1630).
Фрагмент. Автор: Виллем ван Хахт

Картины в картине

Виллем ван Хахт воссоздал на своем полотне более сотни реально существующих художественных произведений, в том числе и знаменитейших шедевров мирового искусства известных мастеров. Любители загадок до сих пор пытаются угадать название и авторов еще нескольких не прошедших идентификацию картин и скульптур.

«Апеллес рисует Кампаспу  (Александр Македонский в мастерской Апеллеса)». (ок.1630).  Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага.  Автор: Виллем ван Хахт.
«Апеллес рисует Кампаспу
(Александр Македонский в мастерской Апеллеса)». (ок.1630).
Королевская галерея Маурицхёйс. Гаага.
 Автор: Виллем ван Хахт.

Среди шедевральных творений можно увидеть, к примеру,"Смерть Клеопатры" Гвидо Рени, "Битву греков с амазонками", "Тарквиния и Лукрецию" Питера Пауля Рубенса, "Менялу с супругой" Квентина Массейса, "Аполлона и Дафну" Франческо Альбани, "Похищение Европы" Яна Брейгеля Старшего, «Всемирный потоп» Рафаэля Санти и множество других гениальных полотен. Эти шедевры известных художников и по сей день являются украшением знаменитейших музеев мира.

«Битва греков с амазонками». (1618).  Старая Пинакотека. Мюнхен.  Автор: Питер Пауль Рубенс.
«Битва греков с амазонками». (1618).
Старая Пинакотека. Мюнхен.
Автор: Питер Пауль Рубенс.

«Смерть Клеопатры». 1625.  Новый дворец, Потсдам.  Автор: Рени Гвидо.
«Смерть Клеопатры». 1625.
Новый дворец, Потсдам.
Автор: Рени Гвидо.

«Меняла с супругой». (1514).  Лувр, Париж.  Автор: Квентин Массейс.
«Меняла с супругой». (1514).
Лувр, Париж.
Автор: Квентин Массейс.

«Натюрморт с попугаем».  Автор: Франс Снейдерс.
«Натюрморт с попугаем».
Автор: Франс Снейдерс.

«Паломники в Эммаусе». (1617).  Лувр. Париж.  Автор: Пауль Бриль.
«Паломники в Эммаусе». (1617).
 Лувр. Париж.

«Аполлон и Дафна».  Лувр. Париж.  Автор: Франческо Альбани.
«Аполлон и Дафна».
Лувр. Париж.
Автор: Франческо Альбани.

«Пьяный Силен, поддерживаемый сатирами». (1620).  Мастерская Рубенса.
«Пьяный Силен, поддерживаемый сатирами». (1620).
Мастерская Рубенса.

«Венера, завязывающая Амуру глаза».  Галерея Боргезе, Рим.  Автор: Тициан Вечеллио.
«Венера, завязывающая Амуру глаза».
Галерея Боргезе, Рим.
 Автор: Тициан Вечеллио.

«Самсон и Далила».  Музей истории искусств. Вена.  Автор: Антонис ван Дейк.
«Самсон и Далила».
Музей истории искусств. Вена.
Автор: Антонис ван Дейк.

«Охота Дианы».  Галерея Боргезе. Рим.  Автор: Доменико Дзампьери.
«Охота Дианы».
 Галерея Боргезе. Рим.
Автор: Доменико Дзампьери.

«Бой павлина с петухом».  Музей Галуста Гюльбенкяна. Лиссабон.  Автор: Пауль де Вос.
«Бой павлина с петухом».
Музей Галуста Гюльбенкяна. Лиссабон.
Автор: Пауль де Вос.

«Диана и нимфы, отправляющиеся на охоту».  Музей охоты и природы. Париж.  Автор: Ян Брейгель Старший.
«Диана и нимфы, отправляющиеся на охоту».
Музей охоты и природы. Париж.
Автор: Ян Брейгель Старший.

«Портрет Ферри Каронделет с его секретарями».  Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.  Автор: Себастьяно дель Пьембо.
«Портрет Ферри Каронделет с его секретарями».
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Автор: Себастьяно дель Пьембо.

«Всемирный потоп». Фреска  Музеи Ватикана.  Автор: Рафаэль Санти.
«Всемирный потоп». Фреска
 Музеи Ватикана.
 Автор: Рафаэль Санти.

«Циклоп Полифем».  Фреска Палаццо Фарнезе. Рим.  Автор: Аннибале Карраччи.
«Циклоп Полифем».
Фреска Палаццо Фарнезе. Рим.
Автор: Аннибале Карраччи.

«Похищение Европы».  Музей истории искусств. Вена.  Автор: Ян Брейгель Старший.
«Похищение Европы».
 Музей истории искусств. Вена.
Автор: Ян Брейгель Старший.

«Тарквиний и Лукреция».  Государственный Эрмитаж.  Автор: Питер Пауль Рубенс.
«Тарквиний и Лукреция».
Государственный Эрмитаж.
 Автор: Питер Пауль Рубенс.

«Портрет Корнелиса ван дер Геста». (1620).  Британская Национальная галерея.  Автор: Антонис Ван Дейк.
«Портрет Корнелиса ван дер Геста». (1620).
 Британская Национальная галерея.
 Автор: Антонис Ван Дейк.

«Портрет ученого».  Городской музей Франкфурта.  Автор: Квентин Массейс.
«Портрет ученого».
 Городской музей Франкфурта.
Автор: Квентин Массейс.


И это перечень лишь небольшой части картин изображенных на полотнее. И нужно отдать должное художнику, сотворившему такую грандиозное творение, объединившее в себе целую художественную галерею.