Страницы

Культурный облик древней Мексики: искусство индейцев

Золотая маска из могилы № 7 в Монте-Альбане
Золотая маска из могилы № 7 в Монте-Альбане

Территория Мексики во времена, предшествовавшие ее «открытию», конкисте, колонизации, переименованию, разорению и заселению европейцами, считалась самой густонаселенной на Американском континенте. До XVI в. на этой территории проживало 4.5 млн человек. В 1942 г., 400 лет спустя, число мексиканцев достигло 25 млн, из них индейцы составляли лишь около 1/6, т. е. те же 4,5 млн. Таким образом оказалось, что в суровых условиях колониального, а за ним и республиканского режима мексиканским индейцам понадобилось целых четыре века, чтобы оправиться от ущерба, нанесенного конкистой, хотя возместить потери, причиненные их культурным и национальным ценностям, так и не удалось. Однако наследие индейцев не исчезло бесследно.

Искусство древней Мексики, искусство индейцев, как считает археология, развивалось на протяжении трех тысяч лет. По мнению историков рождение мексиканского искусства относится ко второму тысячелетию до нашей эры, а его утрата произошла в 16-м веке, когда местные жители были превращены в рабов европейцами.

Древнее мексиканское искусство, как считается, сложилось в совокупности культур многих различных индейских племен. Хотя и не жили все они прямо таки по-соседству, но, как это обычно происходило в истории, местные культуры друг друга дополняли, образовывая нечто единое, которое мы теперь именуем древней индейской цивилизацией. Считается, что индейской цивилизации около 3-х тысяч лет. За это время индейская культура прошла большой и довольно сложный путь развития.

Индейцы всегда были искусными земледельцами, а также строителями. Их знание астрономии удивляет и все говорит о том, что им была доступна в совершенстве логика математических формул. Испанцы, когда высадились на материке, были поражены грандиозным великолепием улиц, построек, обилием золота, которое у индейцев считалось материалом для поделочных работ, наряду с глиной или камнем.

Женская фигурка Глина. Выполнена в технике пастильяжа: все детали выполнены отдельно, а затем наложены на корпус. Архаическая культура (1500-1100 гг. до н.э.). Найдена в Тлатилко (неподалеку от Мехико) - древнейшем центре мексиканской цивилизации
Женская фигурка Глина. Выполнена в технике пастильяжа: все детали выполнены отдельно, а затем наложены на корпус. Архаическая культура (1500-1100 гг. до н.э.). Найдена в Тлатилко (неподалеку от Мехико) - древнейшем центре мексиканской цивилизации.

Археологи считают, что создание художественного произведения в Древней Мексике было своеобразным религиозным актом, что после того, как скульптура была завершена, приходили люди, чтобы поклониться новому образу божества и принести ему жертвы. Но вряд ли это было так. Скорее всего все было намного прозаичнее. Например, считается, что "Палеолитическая Венера" - это талисман на удачу, символ плодородия, но никак не баловство какого-то человека, который просто вылепил комическую фигурку своей жены, показал мужчинам племени и всем понравилось. Последнее представляется более правдоподобным. Древнемексиканское искусство создавалось с течением времени многими племенами и несет в себе печать самых разных культур. Самые ранние памятники искусства индейцев относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Это были маленькие полуобнаженные женские фигурки из обожженной глины

Фигурка воина в доспехах Культура Запада.
Фигурка воина в доспехах
Культура Запада

В культуре Запада - у индейцев, населявших тихоокеанское побережье, - встречаются многочисленные изображения воинов и рожениц. Они выполнены из красной глины, их пропорции кажутся нарушенными, но они поражают своей выразительностью и остротой.У "Воина с палицей" - сильно укороченный торс и большая, ушедшая в плечи голова, его руки как бы срослись с палицей, которую он держит

Пленник со связанными руками Глина. 24 х 17 см. Культура Запада.
Пленник со связанными руками
Глина. 24 х 17 см.
Культура Запада

"Человек со связанными руками" - это своего рода олицетворение укрощенной силы. Низ фигуры утяжелен, и вся она кажется неподвижной, вросшей в землю. В этом пластически мало расчлененном объеме особенно резко выделяется одна деталь - связанные руки. Обобщенность создаваемых произведений, их подчиненность какой-либо идее не исключала жизненной наблюдательности мастера. Именно благодаря ей создается ощущение характерности отдельного жеста, а иногда и мимики , как например, сладостная улыбка "Пасечника". 

Пасечник Глина. 36 х 24 см Культура Запада.
Пасечник
Глина. 36 х 24 см
Культура Запада

Сапотекская пластика, развивавшаяся на юге Мексики, отличается пышностью и орнаментальной нагруженностью, особенно проявившейся в погребальных урнах. Они напоминают фантастические растения, за сложным орнаментом часто скрываются символы, зашифрованные от непосвященного глаза. Тотонакская культура выделяется особым изяществом форм. "Ача" (ритуальны топор) - в виде мужской головы в высоком головном уборе - одно из самых знаменитых произведений древнемексиканского искусства. В этом памятнике искусства строгость линий уживается с богатством орнамента, изящество с монументальностью, свойственной мексиканскому искусству в целом. 

"Ача" в виде мужской головы с высоким головным убором Базальт. 41 х 18 см. Культура Тотанаков.
"Ача" в виде мужской головы с высоким головным убором
Базальт. 41 х 18 см.
Культура Тотанаков

Наиболее разнообразным было искусство индейцев Майя. К цивилизации Майя относятся грандиозные храмовые комплексы с культовой скульптурой, представление о которой дает статуя "Чак-Мооля" - бога дождя, стоявшая перед храмом. "Чак-Мооль" держит большую чашу, куда помещались ценные подарки. 

"Чак-Мооль" - бог дождя Известняк. 105 х 148 см. Культура тотанаков-майя
"Чак-Мооль" - бог дождя
Известняк. 105 х 148 см.
Культура тотанаков-майя

Большим своеобразием и необычной для индейского искусства гармонией форм отличается мужская голова, относящаяся к культуре Майя - "Бог кукурузы".

Голова мужчины с высоким головным убором  (голова бога кукурузы) Штук. 40 х 20 см. Культура майя.
Голова мужчины с высоким головным убором
(голова бога кукурузы)
Штук. 40 х 20 см.
Культура майя.

В мелкой пластике Майя дали большое разнообразие форм и характеров (например, "Вождь племени"). Энергичная поза, властно поднятая рука, сильно лицо и подробно проработанная одежда создают богатую разнообразную характеристику.

Вождь Глина. 20 х 10 см. Культура майя. Представляет собой свисток, сделанный в виде фигуры вождя.
Вождь
Глина. 20 х 10 см.
Культура майя.
Представляет собой свисток, сделанный в виде фигуры вождя

Эпоха расцвета древнемексиканского искусства заканчивается блестящей культурой ацтеков. Для искусства ацтеков характерны монументальность и лаконизм форм. Примером может служить статуя "Шочипилли" - бога цветов и поэзии. Внутренний порыв его скован неподвижностью. Образ драматичен и суров. 

"Шочипилли" - бдг цветов, поэзии, танца. Тесонтли - красный камень вулканического происхождения.  79 х 40 см Мексикано-ацтекская культура
"Шочипилли" - бдг цветов, поэзии, танца.
Тесонтли - красный камень вулканического происхождения.
79 х 40 см
Мексикано-ацтекская культура

Символика, пронизывающая все древнемексиканское искусство, у ацтеков имела особенно широкое распространение. Наиболее частый символ - орел. Ягуар у древних мексиканцев - символ ночи и смерти. Считается, что устрашающая тьма, сменяющая собой день, индейцам казалась схожей с хищником, пятна на шкуре - точки звездного неба. 

Ягуар - "Куаухшикалли" Базальт. Культура ацтеков
Ягуар - "Куаухшикалли"
Базальт.
Культура ацтеков

Огромная базальтовая статуя ягуара - это не просто изображение животного, а образ божества, как считают современные ученые, которые во всем древнем склонны видеть богов и прочее. Мало расчлененный объем тела создает ощущение тяжести и неподвижности. Образ ягуара интересует мастера лишь в тех проявлениях, которые дают возможность передать основную идею божества - его устрашающую, неотвратимую силу. Древнее мексиканское наследие сравнительно недавно стало объектом большого мирового интереса и изучения. Оно вошло в историю мирового искусства в то время, когда там уже прочное место завоевал Древний Египет и европейская классика, поэтому художественные принципы мексиканской античности кажутся неожиданными и непривычными. Их изучение расширяет представление об эстетических нормах искусства, обогащает восприятие мировой истории художественной культуры во всем ее многообразии.