Страницы

«Король на автостоянке»: новые данные о смерти и захоронении в церкви Грей Фрайерс Ричарда III в Лестере в 1485 году

Ричард III. Портрет работы неизвестного художника. Англия, конец XVI века © National Portrait Gallery, London
Ричард III.
Портрет работы неизвестного художника.
Англия, конец XVI века
© National Portrait Gallery, London

Археологи сегодня, как правило, не надеются отыскать останки известных людей или следы исторических событий, однако результаты исследований, о которых сообщается в этой статье, представляют знаменательное исключение. Раскопки на территории монастыря Грей Фрайерс в Лестере, разрушенного во времена Реформации и впоследствии заново отстроенного, выявили остатки монастырской церкви с захоронением, расположенным под хором, месте, считающимся высоко статусным. Авторы статьи высказывают идею, что это захоронение может быть связано с историческими упоминаниями, указывающими на то, что Ричард III был похоронен в этом монастыре после своей гибели в битве при Босворте. Подробности исследования останков и повреждений, обнаруженных на них, подтверждают их заявление о том, что найденное захоронение должно идентифицироваться как место погребения последнего короля Плантагенетов. В данной статье представлены археологические находки и основные доказательства, касающиеся скелетных останков: результаты генетического анализа и всестороннего остеоархеологического исследования будут опубликованы в другом месте.
В 2011 году доктор Тури Кинг из Лестер­ского университета получила письмо от своего коллеги, археолога Ричарда Бакли. Бакли писал, что в центре Лестера начинаются археологические раскопки, задача которых — кое-кого найти; кого конкретно собираются искать, он написать не может, но если этот кто-то найдется, может понадо­биться помощь генетика. Впрочем, веро­ятность, что этот некто будет найден, настолько мала, что он советует Кинг согла­шаться — вряд ли на эту работу у нее уйдет много времени. По словам Кинг, она тут же догадалась, о ком идет речь, — в Лестере собирались искать останки короля Ричарда III.

Кинг рассказала о том, какие методы помогли опознать в неизвестном скрючен­ном скелете английского короля.

История

Ричард III оказался на английском троне в результате одного из многочислен­ных государственных переворотов и военных конфликтов, которые продол­жались в Англии с середины XV века. По большей части они были связаны с претензиями на престол представителей двух ветвей династии Плантагене­тов — Ланкастеров и Йорков (в XIX веке этот неспокойный период стали назы­вать Войной Роз). В 1483 году скончался Эдуард IV, король из Йорков, и трон перешел к его двенадцатилетнему сыну Эдуарду V. Регентом стал младший брат Эдуарда IV Ричард, герцог Глостер. После чего случилась удивительная вещь: брак покойного Эдуарда IV признали недействительным, а его детей, включая Эдуарда V, — незаконнорожденными, то есть не имеющими прав на трон. Герцог Глостер был коронован под именем Ричарда III, а два его юных племянника, в том числе бывший Эдуард V, исчезли.

К тому времени никаких Ланкастеров, которые могли претендовать на престол, уже не оставалось, и, казалось бы, Ричард III должен был остаться на троне. Но война продолжилась: противники Ричарда объединились вокруг Генриха Тюдора, дальнего родственника Ланкастеров, который тогда находился во Франции. Серьезных прав на престол у Генриха не было, но в случае своей победы он пообещал жениться на дочери Эдуарда IV и таким образом объеди­нить дома Йорков и Ланкастеров. Многим это показалось достаточно убеди­тельным.

Хроники рассказывают, что в 1485 году (то есть через два года после воцарения Ричарда III) Генрих Тюдор с армией высадился в Уэльсе и отправился в сторону Лондона; Ричард выступил из Ноттингема и пошел ему наперерез. Их пути пересеклись недалеко от города Лестер, на Босворт­ском поле. 22 августа состо­ялось сражение, в котором Ричард попытался собственными руками справить­ся с противником, но сам был убит его людьми. Так он оказался последним английским королем из династии Плантагенетов.

Покойника раздели, бросили на круп лошади и привезли обратно в Лестер. Там его положили на всеобщее обозрение в городском соборе — чтобы все убедились, что король действительно мертв, — а 25 августа там же, в Лестере, и похоронили, в алтарной части церкви францисканского монастыря.

Репутация

В исторических сочинениях Ричард III описывался как страшный злодей и убийца. Апофеоза этот образ достиг в одноименной трагедии Шекспира: там король предстает уродом (хромым и сухоруким горбуном и карликом) и убийцей двух своих племянников, собственной жены, короля Генриха VI, его сына и многих других, в том числе ни в чем неповинных, людей.

Эдвин Бут в роли Ричарда III.  Гравюра Генри Линтона.  Англия, 1872 год Folger Shakespeare Library
Эдвин Бут в роли Ричарда III.
Гравюра Генри Линтона.
Англия, 1872 год
Folger Shakespeare Library

Томас Кобэм в роли Ричарда III.  Англия, 1827 год Folger Shakespeare Library
Томас Кобэм в роли Ричарда III.
Англия, 1827 год
Folger Shakespeare Library

Эдмунд Кин в роли Ричарда III.  Гравюра Джорджа Крукшенка.  Первая треть XIX века Folger Shakespeare Library
Эдмунд Кин в роли Ричарда III.
Гравюра Джорджа Крукшенка.
Первая треть XIX века
Folger Shakespeare Library

Джеймс Холлоуэй в роли Ричарда III.  Англия, середина XIX века Folger Shakespeare Library
Джеймс Холлоуэй в роли Ричарда III.
Англия, середина XIX века
Folger Shakespeare Library

Ричард Мэнсфилд в роли Ричарда III.  Англия, 1889 год Folger Shakespeare Library
Ричард Мэнсфилд в роли Ричарда III.
Англия, 1889 год

Именно таким Ричард и остался в памяти потомков — не в последнюю очередь благодаря убедительности шекспировского образа. Но сравнительно недавно историки стали задумываться о его достоверности. Выяснилось, что злодейства короля не подтверждаются источниками, зато истории о них были очень выгодны новой династии Тюдоров: после того как Ричард был убит, Генрих Тюдор стал королем Генрихом VII, основателем династии, которая продер­жалась на троне еще 118 лет; между тем права Генриха на власть (а значит, и права его потомков) были не вполне очевидны, и рассказы о злодействах Ричарда легитимировали свержение тирана.

Видимо, все это вместе сделало Ричарда знаковой фигурой для английской культуры: он и воплощение злодейства, и вероятная жертва клеветы, и монарх, чья смерть ознаменовала завершение одного периода британской истории и начало другого.


В 1924 году несколько историков-любителей основали Общество Ричарда III, целью которого было восстановление репутации короля. В 1984 году бри­танский телеканал ITV организовал судебный процесс, чтобы установить, мог ли Ричард III быть убийцей своих племянников. Выслушав историков, экспертов, защитников и обвинителей, коллегия присяжных вынесла вердикт «не виновен».

Исчезновение королевской могилы

Интерес к фигуре Ричарда подогревали и окружавшие ее тайны, в том числе тайна его захоронения. Дело в том, что в 1530-е годы король Генрих VIII конфисковал земли монастырей Англии, Уэльса и Ирландии, включая земли францисканского монастыря Лестера. Монастырские земли перешли в частные руки, а постройки, в том числе церковь с могилой Ричарда, снесли. В 1611 году картограф и историк Джон Спид пересказал в своей книге «История Велико­британии» слух о том, что во время конфискации могилу разрушили, а тело выбросили в реку. Правда, уже в 1612 году будущий декан Виндзора Кристофер Рен запи­сал в дневнике, что видел колонну с надписью «Здесь покоится тело Ричар­да III, некогда короля Англии». И это опровергало слух, записанный Спидом.

Начало поисков

В XX веке вышло несколько книг и статей, авторы которых утвер­ждали, что история об эксгумации тела короля — миф. Мысль о том, что могилу можно найти, увлекла секретаря шотландского отде­ления Общества Ричарда III, сценариста Филиппу Лэнгли. Именно она угово­рила городской совет Лестера разрешить раскопки, а Лестерский универси­тет — их провести. Она же по­просила Тури Кинг провести анализ ДНК коро­ля — если в конце концов его останки будут найдены. Все понимали, что найти Ричарда вряд ли удастся, но францисканский монастырь сам по себе представ­лял для археологов боль­шой интерес, а другая возможность покопать в центре Лестера вряд ли представилась бы.

Тогда Ричард Бакли собрал команду специалистов из самых разных областей — помимо археологов и генетика в ней были остеоархеолог, судмед­эксперт, гене­алог и другие ученые. Археологи выделили пять задач и оценили их реалистич­ность. Получилась такая картина:
  1. Найти монастырь — реалистичная задача.
  2. Определить, в какой части монастыря ведутся раскопки — вполне реалистичная задача.
  3. Найти церковь — реалистичная задача.
  4. Найти алтарную часть церкви — шансы ничтожно малы.
  5. Найти останки Ричарда III — нереалистично.
Монастырь под центром города

Томас Робертс. Карта Лестера.  Фрагмент. 1741 год На месте монастыря разбиты сады The National Archives
Томас Робертс. Карта Лестера.
Фрагмент. 1741 год
На месте монастыря разбиты сады
The National Archives

Поскольку денег было немного, а копать в городе — дело сложное и дорогое, для начала решили попробовать за две-три недели найти монастырь, а в случае удачи уже на следующий год взяться за поиски церкви. Но где начинать рас­копки?

На рубеже XVI–XVII веков земли, конфискованные у францисканцев, купил мэр Лестера Роберт Геррик и разбил на них сады. Сопоставив карту 1741 года, на которой были отмечены дом и сады Роберта Геррика, с современ­ной картой, ученые выясни­ли, что монастырь был там, где сейчас находятся административные здания совета графства Лестершир с двумя парковками. Копать, разумеется, можно было только под парковками, — а это всего 17% от всей территории монастыря. Разглядеть контуры стен с помощью георадара не удалось, но зато это позво­лило определить, где проложены коммуника­ции, — и там начинать точно не стоило. Оставалось надеяться на удачу: было понятно, что, если церковь окажется под одним из современных строений, снести его ради продолжения раскопок вряд ли удастся. Но у археологов была подсказка. Большинство средневековых францисканских монастырей устроены схожим образом: это базилики, вытянутые с запада на восток. Поэтому больше всего шансов наткнуться на церковную стену будет, если копать траншеи с севера на юг.

Начало раскопок. 25 августа 2012 года © University of Leicester
Начало раскопок. 25 августа 2012 года
© University of Leicester

25 августа 2012 года археологи начали прокапывать первую траншею на пар­ковке в Лестере. Через 6 часов 34 минуты примерно в пяти метрах от северного конца траншеи в земле показалась кость правой ноги человека. В монастырях часто хоронили людей, и всем было очевидно, что скелетов будет много  . Прощупав землю вокруг кости, археолог Мэтью Морис убедился, что, скорее всего, это целый скелет, а не отдельно лежащая кость. Установить, в какой части монастыря находится найденный скелет, было невозможно, и его реши­ли оставить в земле, чтобы раньше времени не подвергать воздействию дождя, солнца и ветра.

Через несколько дней археологи нашли две скамьи, стоящие в паре метров друг напротив друга. Такие скамьи могли находиться там, где люди собирались, чтобы что-то обсудить, — то есть в помещении для собраний капитула. Обычно оно прилегало к восточной стороне монастырского двора, а церковь — к западной. После этого нашли церковную стену, и тогда стало ясно, что обна­руженные в первый день останки лежат в восточной (а значит, алтарной) поло­вине храма. Все остальные скелеты, найденные к тому моменту, оказались женскими.

Могила с останками Ричарда III © University of Leicester / Getty Image
Могила с останками Ричарда III
© University of Leicester / Getty Image

На скелете были следы 11 ран. Захоронение было очень необычным: во-первых, могила была в форме ванны, а не параллелепипеда, как обычно; во-вторых, руки скелета были сложены на правом боку, а голова наклонена. Впрочем, это было достаточно легко объяснить, предположив, что скелет принадлежал Ри­чарду. Первые два дня его тело пролежало в Лестерском соборе и только затем было захоронено в монастыре. За это время оно должно было обмяк­нуть — то есть люди, которые его переносили, вполне могли связать руки и ноги, просто чтобы им было легче его нести, — и начать разлагаться, — а значит, вполне возможно, что могилу рыли наспех, не выравнивая углы, и сделали слишком маленькой, так что голову пришлось немного склонить к груди.

Доктор Тури Кинг говорит, что в 90 миллиметрах от ног и в двух сантиметрах от головы скелета заканчивался фундамент здания, построенного в виктори­анскую эпоху, в XIX веке. Если бы строители копали чуть энергичнее, скорее всего, кости в глинистой почве они приняли бы за камни. И тогда скелет никогда бы не нашли.

Дата смерти, история и химия

В первую очередь необходимо было как можно точнее датировать смерть най­денного человека — и сравнить дату с датой смерти Ричарда III. Это делается с помощью радиоуглеродного анализа.

В атмосфере один атом углерода из триллиона содержит два лишних нейтрона — такие атомы нестабильны и называются углерод-14 или радиоуглерод. В живых организмах концентрация радиоугле­рода такая же, как в атмосфере, но когда организм умирает, углерод­ный обмен в нем прекращается. Углерод-14 постепенно распадается, и его кон­центрация уменьшается. Таким образом, если взять фрагмент кости человека, выделить углерод и определить соотношение стабильных и нестабильных ато­мов, можно примерно определить, когда этот человек скончался. Фрагменты костей, найденных в церкви аббатства, отправили в две независимые лабора­тории, которые занимаются радиоуглеродным анализом. Обе они показали примерно вторую четверть XV века. Но Ричард III умер позднее — в 1485 году.

Разобраться помогло еще одно исследование — анализ стабильных изотопов. Дело в том, что соотношение изотопов разных химических веществ в костях и зубах человека может рассказать о том, как он питался. Человек, останки которого археологи нашли в монастыре, ел много рыбы и морепродуктов. В океане и в морских организмах концентрация углерода-14 иная, чем в атмо­сфере, и это может повлиять на датировку смерти: период, когда мог скон­чаться обладатель такого скелета, шире, чем кажется при обычном радиоугле­родном анализе. Приняв во внимание это обстоятельство, ученые получили время между 1450 и 1540 годом. Как раз в этот промежуток король и погиб.

Анализ ДНК 

Сбор образцов ДНК © University of Leicester
Сбор образцов ДНК
© University of Leicester

Еще один способ идентификации останков — с помощью анализа ДНК, и имен­но на этом специализируется доктор Кинг. Основная часть нашей ДНК — слож­нейшая и случайным образом формирующаяся смесь ДНК всех наших предков. Но два фрагмента переходят от поколения к поколению целиком, сохраняя последова­тельность нуклеотидов: это митохондриальная ДНК и Y-хромосома. Мито­хондриальная ДНК передается детям только от матери (хотя есть и у муж­чин, в том числе у Ричарда III). Y-хромосома — это хромосома, в которой нахо­дится ген, определяющий мужской пол. Она есть только у мужчин и переда­ется по мужской линии, практически не меняясь от поколения к поколению. У Ричарда III митохондриальная ДНК должна была совпадать с митохондри­альной ДНК его матери и всех людей, связанных с ней по женской линии, а

Y-хромосома — с Y-хромосомой всех мужчин, которые связаны с ним по мужской линии. Значит, нужно было сравнить эти фрагменты его ДНК с ДНК его подходящих потомков.

Потомки

Прямых потомков (по крайней мере, известных) у Ричарда III не осталось: его единственный сын Эдуард умер в возрасте десяти лет. Зато людей, проис­ходящих от ближайших родственников Ричарда III, по разным расчетам, сегодня живет от 1 до 17 миллионов. Впрочем, далеко не все они подходят: если нарисовать генеалогическое древо Ричарда, брать ДНК можно у людей, которых с ним соединяют только мужчины или только женщины, — зато двигаться по древу можно в любых направлениях, в том числе вверх.

Митохондриальную ДНК Ричард III получил от своей матери Сесилии Невилл. Женская линия от нее шла через старшую сестру Ричарда III Анну Йоркскую, и еще в 2003 году историк Джон Эшдаун-Хилл нашел канадскую журналистку Джой Ибсен, связанную с ней по женской линии. Миссис Ибсен умерла в 2008 году, но у нее остались трое детей, и один из них, Майкл Ибсен, согласился дать образец своей ДНК.

Майкл Ибсен и доктор Тури Кинг © University of Leicester
Майкл Ибсен и доктор Тури Кинг
© University of Leicester

Профессор Лестерского университета Кевин Шюрер проследил еще одну жен­скую линию, идущую от Сесилии Невилл, и нашел женщину по имени Вэнди Далдиг, четырнадцатиюродную сестру Майкла Ибсена. Она понятия не имела о своей связи с королевской семьей и приняла звонок Тури Кинг за розыгрыш.

Y-хромосому Ричард III получил от своего прадеда Эдмунда Лэнгли. У Эдмунда Лэнгли была та же Y-хромосома, что и у его брата Джона Гонта. Таким обра­зом, у всех потомков Джона Гонта по мужской линии должна быть та же Y-хро­мосома, что и у Ричарда III. Шюрер нашел пятерых живущих потомков Джона Гонта, связанных с ним только через мужчин. Все они происходили от Генри Сомерсета — потомка Джона Гонта, жившего во второй половине XVIII века, — но не приходились друг другу близкими родственниками. С ними тоже связа­лись и взяли пробы ДНК.

Результаты анализов

Наконец были получены результаты. Ни у одного из пяти родственников Ричарда по мужской линии Y-хромосома не совпала с Y-хромосомой скелета. При этом у четверых она была одинаковой (то есть друг другу родственниками по мужской линии они все-таки приходились), а у пятого — другой. Впрочем, этому довольно легко найти объяснение: Y-хромосому каждый человек полу­чает от своего биологического отца, а не от законного мужа своей матери — а о том, что какой-то ребенок родился вне брака, часто не сохраняется никаких свидетельств. Зато мито­хондриальная ДНК Майкла Ибсена и Вэнди Далдиг полностью совпала с митохондриальной ДНК скелета, найденного в Лестере.

Итог

Скелет Ричарда III © University of Leicester / Getty Images
Скелет Ричарда III
© University of Leicester / Getty Images

Череп Ричарда III © University of Leicester / Getty Images
Череп Ричарда III
© University of Leicester / Getty Images

Фрагмент кости со следами ранения © University of Leicester
Фрагмент кости со следами ранения
© University of Leicester

Итак, археологи нашли скелет в соборе францисканского монастыря, где, согласно письменным свидетельствам, был похоронен Ричард III. Как выясни­лось, скелет этот принадлежал мужчине, скончавшемуся примерно в том же возрасте и примерно в то же время, что и Ричард III. Это был человек высокого социального статуса (он был похоронен в алтарной части монастырского хра­ма). Перед смертью он получил множество ранений, в том числе смертельных. Как и Ричард, он страдал сколиозом. Наконец, генетический код в его митохон­дриальной ДНК совпал с генетическим кодом в митохондриаль­ной ДНК двух людей, связанных с Ричардом III по женской линии. Но могло ли все это быть чудесным совпадением? Конечно. Исследователи даже рассчитали его веро­ятность — она равна 0,00000015.

Ссылки:


  • AUSTRUMS, R. 2011. Geophysical survey report: Greyfriars church, Leicester (Report J2934). Report prepared for Stratascan, Upton-upon-Severn.
  • BALDWIN, D. 1986. King Richard’s grave in Leicester. Transactions of the Leicestershire Archaeological and Historical Society 60: 21–24.
  • BILLSON, C.J. 1920. Medieval Leicester. Leicester: Edgar Backus.
  • BL HARLEY MS 542. Richard ye third his deathe by ye Lord Stanley: ff. 31–34. Unpublished manuscript in the British Library, London.
  • BUCKLEY, R., J. STORY & J. BOURNE. 2006. Leicester Abbey: medieval history, archaeology and manuscript studies. Leicester: Leicestershire Archaeological and Historical Society.
  • Calendar of the Close Rolls 1254–56. 1931. Calendar of the Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III vol. IX A.D. 1254–1256. London: Her Majesty’s Stationery Office.
  • CONNOR, A. & R. BUCKLEY. 1999. Roman and medieval occupation in Causeway Lane, Leicester (Leicester Archaeology Monographs 5). Leicester: University of Leicester.
  • COURTNEY, P. 1998. Saxon and medieval Leicester: the making of a medieval landscape. Transactions of the Leicestershire Archaeological and Historical Society 72: 110–45.
  • DUDAY, H. 2009. The archaeology of the dead: lectures in archaeothanatology. Oxford: Oxbow.
  • DYER, A. 2000. Appendix: ranking lists of English medieval towns, in D. Palliser (ed.) The Cambridge urban history of Britain, Volume 1: 600–1540: 747–70. Cambridge: Cambridge University Press.
  • FIORATO, V., A. BOYLSTON&C. KN¨USEL (ed.). 2007. Blood red roses: the archaeology of a mass grave from the Battle of Towton AD 1461. Oxford: Oxbow.
  • FOARDE, G. & R.MORRIS. 2012. The archaeology of English battlefields: conflict in the pre-industrial landscape (CBA Research Report 168). York: Council for British Archaeology.
  • GILCHRIST, R. & B. SLOANE. 2005. Requiem: the medieval monastic cemetery in Britain. London: Museum of London Archaeology Service.
  • GLASSCOCK, R. 1975. The lay subsidy of 1334 (Records of Social and Economic History, new series II). London: The British Academy & Oxford University Press.
  • GNANARATNAM, A. 2009. The excavation of St Peter’s Church and graveyard, Vaughan Way, Leicester 2004–2006, Volume 1: stratigraphic sequence (Report 2009-156). Report prepared for ULAS, Leicester.
  • GREENE, J.P. 1992. Medieval monasteries. Leicester: Leicester University Press.
  • HALLE, E. 1970 [1550]. The union of the two noble families of Lancaster and York. Menston: Scolar.
  • HIGGINS, T.,M.MORRIS & D. STONE. 2009. Life and death in Leicester’s north-east quarter: excavation of a Roman town house and medieval parish church at Vine Street, Leicester 2004–2006. Volumes 1 & 2 (Report 2009-134). Report prepared for ULAS, Leicester.
  • HUNT, L. 2011. An archaeological desk-based assessment for land at Greyfriars, St Martin’s, Leicester (NGR: SK 585 043) (Report 2011-038). Report prepared for ULAS, Leicester.
  • JAMES, T. 1997. Excavations at Carmarthen Greyfriars, 1983–1990. Medieval Archaeology 41: 100–94.
  • LITTLE, A.G. 1951. Fratris Thomae vulgo dicti de Eccleston: tractatus de adventu Fratrum Minorum in Angliam. Manchester: Manchester University Press.
  • LUCAS, J.N. 1980–81. The debris of history: an archaeological survey of Leicester. Transactions of the Leicestershire Archaeological and Historical Society 55: 1–9.
  • MARTIN, A. 1937. Franciscan architecture in England (British Society for Franciscan Studies 18). Manchester: The University Press.
  • MARX, W. (ed.). 2003. An English chronicle 1377–1461. Woodbridge: Boydell.
  • MELLOR, J. & T. PEARCE. 1981. The Austin friars, Leicester (CBA Research Report 35). London: Council for British Archaeology.
  • MORRIS, M. 2013. The Greyfriars Project: the archaeological search for the last known resting place of King Richard III, Grey Friars, Leicester (Report 2013-013). Report prepared for ULAS, Leicester.
  • NICHOLS, J. 1815. The history and antiquities of the county of Leicester: Volume I, part II. London: Nichols, Son & Bentley.
  • O’SULLIVAN, D. 2013a. In the company of the preachers: the archaeology of medieval friaries in England and Wales (Leicester Archaeology Monograph 23). Leicester: University of Leicester.
  • O’SULLIVAN, D. 2013b. Burial of the Christian dead in the later Middle Ages, in S. Tarlow & L. Nilsson Stutz (ed.) The Oxford handbook of the archaeology of death and burial. Oxford: Oxford University Press.
  • ROUS, J. 1745 [1486]. Joannis Rossi antiquiarii Warwicensis Historia Regum Angliae. Oxford: Theatro Sheldoniano, impensis J. Fletcher & J. Pote.
  • SPEED, J. 1611. The history of Great Britaine under the conquests of ye Romans, Saxons, Danes and Normans. London: William Hall & William Beale.
  • VERGIL, P. 1972 [1555]. Historia Anglica. Menston: Scolar.