Необязательно быть искусствоведом, чтобы знать эти полотна - большинство из них вы так или иначе где-то видели. Но, возможно, вам будет интересно почитать о том, что подтолкнуло авторов к их созданию.
"Большая
волна в Канагаве",
Кацусика
Хокусай, 1829-32 гг.
Композиция гравюры состоит из трех основных элементов: штормовых волн, трех лодок и горы. Гора со снежной вершиной - это священная гора Фудзи, японский символ национальной идентичности, а также символ красоты. Высокая волна, которая будто обрамляет Фудзи, показывает трепет художника и его страх перед непредсказуемым морем.
"Звездная
ночь",
Винсент Ван
Гог, 1889 г.
Из-за психического расстройства, результатом которого стало отрезанное самому себе ухо, Ван Гог в 1889 году добровольно отправился в сумасшедший дом - лечебницу Saint-Paul-de-Mausole.
Это был один из самых плодотворных периодов для художника, когда он написал несколько работ, которыми все восторгаются до сих пор, - в том числе "Звездную ночь", "Ирисы" и голубой автопортрет. На картине "Звездная ночь" - вид из окна его палаты в лечебнице незадолго до восхода солнца (идиллический деревенский пейзаж добавлен самим художником).
Это был один из самых плодотворных периодов для художника, когда он написал несколько работ, которыми все восторгаются до сих пор, - в том числе "Звездную ночь", "Ирисы" и голубой автопортрет. На картине "Звездная ночь" - вид из окна его палаты в лечебнице незадолго до восхода солнца (идиллический деревенский пейзаж добавлен самим художником).
"Крик",
Эдвард Мунк, 1893 г.
г.
Это случилось, когда Мунк вышел на прогулку вечером и увидел, как закатное солнце окрасило облака в кроваво-красный цвет. По его словам, в этот момент он почувствовал "бесконечный крик, проходящий сквозь природу". По одному из предположений, неестественно оранжевое небо было результатом извержения вулкана неподалеку. Есть также объяснение и крайне эмоциональному состоянию художника в то время: его сестра незадолго до этого была отправлена в сумасшедший дом.
Мунк создал четыре варианта картины красками и пастелью, а также литографский камень, с помощью которого были сделаны гравюры (несколько экземпляров сохранились до наших дней).
Мунк создал четыре варианта картины красками и пастелью, а также литографский камень, с помощью которого были сделаны гравюры (несколько экземпляров сохранились до наших дней).
"Странник
над морем тумана",
Каспар
Давид Фридрих, 1818 г.
"Der Wanderer ?ber dem Nebelmeer" ("Странник над морем тумана") - картина, полностью отвечающая романтическому стилю Фридриха, метафорическое представление размышлений человека о своем месте в этом мире и о неизвестном будущем, которое ждет его где-то за горами и туманами. "Художник должен рисовать не только то, что находится прямо перед ним, но и то, что он видит внутри себя", - говорил автор.
"Плот
«Медузы»",
Теодор
Жерико, 1819 г.
Картина изображает последствия крушения французского военно-морского фрегата "Медуза" в июле 1816 года. По крайней мере 147 человек были спущены на воду на спешно построенном плоту; они ожидали спасения 13 дней. Выжили лишь 15 человек. Люди страдали от обезвоживания и голода до такой степени, что начали поедать своих товарищей. Событие стало международным скандалом, отчасти из-за предполагаемой некомпетентности капитана "Медузы".
"Друг
в беде" из серии "Собаки, играющие в покер",
Кассиус
Маркеллус Кулидж, 1903 г.
"Друг в беде" ("A Friend In Need") - самая популярная картина из серии. Эта серия была первоначально заказана компанией Brown&Bigelow для рекламы сигар. На всех восемнадцати картинах изображены антропоморфные собаки, причем на одиннадцати картинах они играют в карты. Хотя картины Кулиджа никогда не считались критиками подлинным искусством, с тех пор они стали культовыми, и первая из них, "Игра в покер", недавно была продана на аукционе Sotheby's за 658 000 долларов.
"Сусанна
и старцы",
Артемизия
Джентилески, 1610 г.
Сусанна и старцы - популярный сюжет из Книги пророка Даниила, связанный с Сусанной, еврейкой из Вавилона. Двое уважаемых старейшин подглядывают за молодой женщиной, которая купается обнаженной в своем саду, а потом требуют от нее сексуальных услуг. После отказа старцы пытаются разрушить ее репутацию и обвиняют в прелюбодеянии, но женщине помогает пророк Даниил. Он предлагает допросить старцев по отдельности. Их истории не совпадают друг с другом - и таким образом имя Сусанны удается очистить, а лжесвидетелей - наказать.
"Сборщицы
колосьев",
Жан-Франсуа
Милле, 1857 г.
Картина с изображением трех крестьянок, подбирающих колоски на сжатом поле, известна тем, что в ней сочувственно представлены низшие слои общества. Когда Милле в 1857 году обнародовал это произведение, оно сразу же вызвало негативную критику со стороны высших классов. Франция недавно вышла из революции 1848 года, и высший класс рассматривал эту картину как напоминание о том, что французское общество построено на эксплуатации трудящихся масс. В то время рабочий класс превосходил численностью высший класс, и существовали опасения, что картина может подтолкнуть низы к восстанию. Поскольку революция была все еще свежа в памяти, картину приняли очень плохо.
"Клиника
Гросса",
Томас
Икинс, 1875 г.
На картине изображена медицинская операция в анатомическом театре, свидетелем которой являлся Икинс. Уникальность события состояла в том, что доктор Сэмюэл Гросс лечил молодого человека от инфекции бедренной кости с помощью консервативной операции, а не ампутации (стандартной для того времени). Толпа докторов окружает пациента, а остальные присутствующие делают записи. Слева от доктора Гросса сидит женщина, мать пациента, от страха закрывшая лицо руками. Картина занимает важное место в истории медицины, потому что славит хирургию как целительную профессию, а также показывает, как выглядел анатомический театр в девятнадцатом веке.
"Бурлаки
на Волге",
Илья
Репин, 1873 г.
Картина осуждает тех, кто получает прибыль от бесчеловечной эксплуатации и рабского труда. Несмотря на то, что бурлаки показаны стоиками, которые почти принимают свою судьбу, выглядят они побежденными (выделяется только молодой парень, который еще не согнулся и стоит прямо).
Репин задумал эту картину во время своих путешествий по Волге и на ней изображены реальные люди, которых он как-то повстречал. Работа привлекла большое внимание и положила начало его карьере.
Репин задумал эту картину во время своих путешествий по Волге и на ней изображены реальные люди, которых он как-то повстречал. Работа привлекла большое внимание и положила начало его карьере.
"Едоки
картофеля",
Винсент
Ван Гог, 1885 г.
Ван Гог хотел изобразить крестьян такими, какие они есть на самом деле, и сознательно выбрал моделей, которые выглядели грубо и неэстетично. Он хотел показать высшим классам общества, что существует совершенно другой образ жизни. В одном из писем своей сестре художник заявил, что "Едоки картофеля" - самая успешная его картина.
Stag
at Sharkey's ("Ставьте у Шарки!"),
Джордж
Уэсли Беллоуз, 1909 г.
На картине изображены два боксера, сражающиеся в частном спортивном клубе, который находился прямо напротив студии Беллоуза. Обычно в боях участвовали члены клуба, но иногда временное членство и разрешение на бой давалось и посторонним, пришлым бойцам (их называли stags).
Картина относится к движению Ашканской школы, изображавшей повседневную жизнь Нью-Йорка в начале 20 века, обычно жизнь бедных кварталов. Беллоуз использовал быстрые мазки, чтобы создать ощущение размытости и движения. У зрителя создается ощущение, что он стоит в толпе у ринга и наблюдает за ходом поединка.
"Шулера",
Караваджо, 1594 г.
Здесь мы видим игроков в "примеро" (предшественник покера): двух мошенников и одного ничего не подозревающего юношу. Один из шулеров подсматривает в карты и делает знак своему сообщнику, а тот достает припрятанные карты. Караваджо рассматривал эту вещь не просто как карикатуру на порок, а как новаторский способ передачи человеческих эмоций через жесты и взгляд.
"Уотсон
и акула",
Джон
Синглтон Копли, 1778 г.
На картине изображено реальное
событие - спасение юноши от акулы в Гаване (Куба) в 1749 году. Брук Уотсон,
14-летний юнга Британского королевского флота, потерял ногу при нападении акулы
и был спасен только с третьей попытки (которая здесь и показана).
"Мне
нравится цвет",
Шери
Самба, 2003 г.
Это автопортрет конголезского художника Шери Самбы, на котором его голова изображена в виде спирали на фоне ярко-голубого неба. Между зубами он держит кисть, с которой капает краска (причем разного цвета). Самба приравнивает цвет к жизни. "Всё есть цвет", - говорит он. Спираль, по его замыслу, показывает, как мы должны распутаться, чтобы увидеть цвет и в нашей жизни.
"Сатурн,
пожирающий своего сына",
Франсиско
Гойя, 1823 г.
В основе картины лежит древнегреческий миф о титане Кроносе (Сатурном он стал уже у древних римлян), который поедал своих детей при рождении из опасения, что они вырастут и свергнут его. Работа является одной из 14 Черный Картин, которые Гойя нарисовал прямо на стенах своего дома.
"Сад
земных наслаждений",
Иероним
Босх, 1490-1510 гг.
О жизни и воззрениях Босха известно не так уж много, но запутанность его символики, особенно на центральной панели этого триптиха, привела к огромному числу научных интерпретаций.
Историки искусства 20 века разделились в своих мнениях о том, что из себя представляет центральная панель триптиха - моральное предупреждение или панораму потерянного рая. Некоторые исследователи даже говорят об эротическом расстройстве, которое превращает нас всех в вуайеристов.
"Композиция
VIII",
Василий
Кандинский, 1923 г.
Кандинский был очарован цветом с раннего возраста, считая, что он обладает трансцендентными свойствами. Художник хотел исследовать взаимосвязь между звуком и цветом так же, как музыкант сочиняет песню. Использование кругов, сеток, прямоугольников, полукругов, треугольников и других геометрических фигур в художественных работах согласуется с верой художника в их мистические свойства, а цвет должен усиливать
эмоциональное воздействие.
"Купальня",
Жан-Леон
Жером, 1885 г.
Темнокожая рабыня помогает совершать омовение своей белокожей госпоже. Цвет кожи показывает иерархию. Обнаженная европейка в центре композиции, а ее служанка всем своим видом выражает покорность. Поскольку художник никак не мог писать эту картину с натуры, можно предположить, что это его собственные фантазии, но основанные на реальности того времени.
Картина демонстрирует готические тенденции в искусстве Паоло Уччелло. Тут показана сцена из известной истории, в которой св. Георгий угрожает чудовищу копьем, а принцесса использует поводок, чтобы доставить дракона в город. Вмешательство высшего божества обозначено грозовым облаком справа от св. Георгия.