«Чудесный пастух», Август
Наттерер
|
Немецкий психиатр Ханс Принцхорн собирал не только истории болезней, но и произведения, созданные его пациентами. Этим летом его крупнейшая в мире коллекция с работами более, чем столетней давности, гостит в Хайдельберге. Экспозиция затрагивает вопрос, волнующий мир современного искусства: что такое норма, а что — отклонение от нормы? На ответы, поверьте, стоит взглянуть, как это сделали известные художники от Пауля Клее до Макса Эрнста!
Работа пациента,
коллекция Принцхорна
|
Выставка «Чудо в обувной стельке» (The Miracle in the Shoe Insole) включает 120 рисунков, акварелей и скульптур. Работы демонстрируют то, как пациенты психиатрических клиник использовали искусство, делая попытку вписаться в «нормальную» жизнь. Эту коллекцию собирал немецкий психиатр Карл Вилманнс (Karl Wilmanns) вместе со своим ассистентом Принцхорном (Hans Prinzhorn).
«Сантана», Август
Наттерер
1911
|
Художественное собрание Принцхорна, экспонируемое с 2001 года в галерее Хайдельбергского университета, насчитывает пять тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии в конце ХIХ — начале ХХ веков.
Ханс Принцхорн —
немецкий психиатр,
собиратель и историк
искусства душевнобольных.
|
Самые старые из произведений датируются 1880-ми. Большинству авторов доктора поставили диагноз «шизофрения». После смерти Принцхорна собрание дополнили произведения художников из Японии, Польши, Франции, Италии и Австрии.
Без названия. Франц
Бюхлер
1900-е
|
Без названия. Франц
Бюхлер
1900-е
|
Без названия. Франц
Бюхлер
1900-е
|
Рекламу коллекции в свое время сделал австрийский писатель и иллюстратор Альфред Кубин, приглашенный профессором Вилманнсом, чтобы посмотреть на одну из картин.
Август Наттерер (August Natterer 1868−1933) после видения в 1907 г. Страшного Суда пытался окончить с собой и провел оставшиеся годы в психиатрических заведениях. Он придавал большое значения своим «пророческим» работам («Мировая ось с кроликом», мол, предсказание Первой мировой войны") и считал себя незаконнорожденным сыном Наполеона. Его работа «Чудесный пастух» — заглавная иллюстрация этой статьи.
August Natterer: World axis with hare, around 1911/17,
Prinzhorn Collection, University of Heidelberg, inv. №. 174
Август Наттерер: Мировая ось с зайцем, около 1911/17,
коллекция Принцхорн, Гейдельбергский университет, инв. №. 174
|
Ханс Принцхорн обозначил историю этого пациента под псевдонимом «Нетер» в своей книге «Художественное творчество душевнобольных» (1920). Она была известна интеллектуалам, в том числе и нашим: в книге «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких этот труд упомянут в качестве вариации «книги-перевертыша», попавшей в руки главному герою — Привалову, — во время приключений в «Изнакурнож», музейном филиале НИИЧАВО (НИИ Чародейства и Волшебства).
Работа Joseph
Schneller, 1910−1916
|
Работа еще одного
пациента —
Gustav Sievers
(1865 — 1941)
|
Wahnsinn und Kunst
(на
немецком языке)
Мода на безумие
Знаменитые художники того времени вообще были очарованы оригинальностью и непосредственностью коллекции. Пауль Клее (Paul Klee) видел в работах «промежуточную область», нечто находящееся за пределами «нормального» восприятия. Макс Эрнст (Max Ernst), который посещал лекции по психиатрии и исследовал пределы безумия в искусстве, также вдохновлялся ими.
Стоящие нескольких
миллионов. Фотографически доказанные, совпадающие, удивительные картинки,
разоблачающие преступление 15-летней давности на обувной стельке жертвы
Карл Ланге
1900-е
|
Некоторые из работ коллекции были показаны на известной нацистской выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году. Их использовали для показательного сравнения с произведениями неугодных режиму импрессионистов и неоэкспрессионистов.
«Крутая тропа», Шудель
Адольф
Живопись, 1907
|
Сумасшедшее искусство -
«Чудо в обувной стельке»: коллекция доктора Принцхорна на выставке в Германии и
прочий поразительный Бедлам
|
«Больной»,
Эрнст Людвиг Кирхнер
|
К слову, художник Кирхнер после двух месяцев добровольцем на фронте Первой Мировой так и не справился с душевным разладом… Приступы паники, наркотики, клиники, ярлык «дегенеративного искусства», удаление сотен работ из музеев Германии и та самая выставка, где поместили и его работы… Финал — самоубийство. Об этом художнике тоже говорят на выставке и проводят параллели с другими работами, представленными на ней.
«Без названия», Эльзе
Бланкенхорн
|
«Без названия», Эльзе
Бланкенхорн
|
Искусствоведы говорят о влиянии творчества Эльзе Бланкенхорн (Else Blankenhorn 1873−1920 - немецкий художник, яркий представитель арт- брюта) на творчество Кирхнера. Она много лет прожила в специализированном санатории, рисовала странные картины и верила, что является «невестой Кайзера».
«Без названия», Эльзе
Бланкенхорн
|
После 1945-го года коллекция канула в небытие и была заново открыта лишь в 1963 году одним из кураторов.
Музей аутсайдеров
Антикультурное искусство или «арт-брют», оперируя терминологией французского художника и скульптора Жана Дюбюффе, созрело как явление в 40-ые годы прошлого века. Автор понятия обозначал им творчество людей с психическими нарушениями. Вскоре к нему добавились поиски всех прочих маргиналов. Не зря это направление еще называют Outsider Art.
«Задумчивая куропатка
или годсподствующий грех»,
Генрих Мебес
XX век
|
Адольф Вёльфли с диагнозом «шизофрения» одним из первых в истории попал в список художников-аутсайдеров. Его жизнь почти целиком прошла в психиатрической клинике, поэтому в студию он превратил свою палату — здесь рисовал и создавал коллажи. Сегодня за них готовы отдавать несколько сотен тысяч долларов.
«Сюжет №2», Адольф
Вёльфли
XX век
|
Американка Джудит Скотт появилась на свет с диагнозом «синдром Дауна», что не помешало ей дожить до 61 года и создавать произведения, которые сегодня пользуются популярностью среди коллекционеров — скульптуры из зонтиков, велосипедов, ниток и мебели.
Скульптуры
из зонтиков, велосипедов, ниток и мебели.
|
Сплошной бедлам!
Одна из старейших психбольниц в мире, основанная в XIV веке в Лондоне под названием монастырь ордена Звезды Вифлиема (Bethlehem — отсюда и народное название Бедлам) пользовалась нехорошей репутацией — мало кому удавалось покинуть ее стены.
Шизофрения
и мурлыки:
«Фрактальные котики» Луиса Уэйна (1860 —
1939)
|
Одним из пациентов Бедлама был знаменитый художник Луис Уэйн (1860 — 1939), рисовавший антропоморфных котиков и в один прекрасный день столкнувший сестру с лестницы. Со временем в клинике начали внедрять арт-терапию, побуждая пациентов к творчеству. Его результаты сегодня хранятся в небольшом музее клиники. Ну, а одну из серий картин — 5 работ Уэйна, — в наше время используют как иллюстрации прогрессирующей шизофрении. Разумеется, коллекционеры гоняются за этими «фрактальными котиками», причем предметом собирательства являются и открытки с их изображением.
В Москве — также не без музея аутсайдеров. Черные стены, разбросанные по ним пестрые пятна картин… Вобщем, атмосферно. Постоянной экспозицией музей может похвастаться с 1996 года. В фокусе коллекции — спонтанное творчество душевнобольных.
Москва, музей
аутсайдеров
|
Ovartaci — датский музей, находящийся на территории психиатрической клиники и располагающий крупнейшей в Европе коллекций картин сумасшедших художников. Назван он в честь одного из пациентов, художника-оформителя, который провел в стенах клиники 56 лет жизни.
Ovartaci — датский
музей,
находящийся
на территории психиатрической клиники
|
Вообще, и среди признанных гениев немало людей, страдавших психическими расстройствами. Первое имя, приходящее на ум — Винсент Ван Гог, для которого клиника в Арле стала вторым домом. Здесь он проходил лечение от целого букета психических расстройств, включая эпилепсию и шизофрению.
«Крик», Эдвард Мунк
Также неудивительно, что создателю знаменитого полотна «Крик» Эдварду Мунку, который регулярно подвергался паник-атакам, тоже ставили неутешительный диагноз — «деперсонализационное расстройство». «Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал он. Да уж, оптимизма Мунку не занимать.
Примечательно, что все произведения коллекции Принцхорна были созданы «без влияния психотерапии и медикаментов». Эта своеобразная интерпретация мира доступна для публики до 16 августа в музее Принцхорна в Хайдельберге. И, знаете, пожалуй, зрители так и остаются сбитыми с толку. Гениальность — все-таки болезнь
Примечательно, что все произведения коллекции Принцхорна были созданы «без влияния психотерапии и медикаментов». Эта своеобразная интерпретация мира доступна для публики до 16 августа в музее Принцхорна в Хайдельберге. И, знаете, пожалуй, зрители так и остаются сбитыми с толку. Гениальность — все-таки болезнь
Artchive