Страницы

«Чудо в обувной стельке»: коллекция доктора Принцхорна

«Чудесный пастух», Август Наттерер
«Чудесный пастух», Август Наттерер

Немецкий психиатр Ханс Принцхорн собирал не только истории болезней, но и произведения, созданные его пациентами. Этим летом его крупнейшая в мире коллекция с работами более, чем столетней давности, гостит в Хайдельберге. Экспозиция затрагивает вопрос, волнующий мир современного искусства: что такое норма, а что — отклонение от нормы? На ответы, поверьте, стоит взглянуть, как это сделали известные художники от Пауля Клее до Макса Эрнста!
Работа пациента, коллекция Принцхорна
Работа пациента, коллекция Принцхорна

Выставка «Чудо в обувной стельке» (The Miracle in the Shoe Insole) включает 120 рисунков, акварелей и скульптур. Работы демонстрируют то, как пациенты психиатрических клиник использовали искусство, делая попытку вписаться в «нормальную» жизнь. Эту коллекцию собирал немецкий психиатр Карл Вилманнс (Karl Wilmanns) вместе со своим ассистентом Принцхорном (Hans Prinzhorn).

«Сантана», Август Наттерер 1911
«Сантана», Август Наттерер
1911

Художественное собрание Принцхорна, экспонируемое с 2001 года в галерее Хайдельбергского университета, насчитывает пять тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии в конце ХIХ — начале ХХ веков.

Ханс Принцхорн — немецкий психиатр,  собиратель и историк искусства душевнобольных.
Ханс Принцхорн — немецкий психиатр,
собиратель и историк искусства душевнобольных.

Самые старые из произведений датируются 1880-ми. Большинству авторов доктора поставили диагноз «шизофрения». После смерти Принцхорна собрание дополнили произведения художников из Японии, Польши, Франции, Италии и Австрии.

Без названия. Франц Бюхлер 1900-е
Без названия. Франц Бюхлер
1900-е

Без названия. Франц Бюхлер 1900-е
Без названия. Франц Бюхлер
1900-е

Без названия. Франц Бюхлер 1900-е
Без названия. Франц Бюхлер
1900-е

Рекламу коллекции в свое время сделал австрийский писатель и иллюстратор Альфред Кубин, приглашенный профессором Вилманнсом, чтобы посмотреть на одну из картин.

Глубоко пораженный Кубин писал в своем эссе об искусстве душевнобольных как о «чудесах сознания художника, чье творчество вышло за глубины нашего понимания». Таковы работы Августа Наттерера, которого Ханс Принцхорн открыл миру как художника.
Глубоко пораженный Кубин писал в своем эссе об искусстве душевнобольных как о «чудесах сознания художника, чье творчество вышло за глубины нашего понимания». Таковы работы Августа Наттерера, которого Ханс Принцхорн открыл миру как художника.

Август Наттерер (August Natterer 1868−1933) после видения в 1907 г. Страшного Суда пытался окончить с собой и провел оставшиеся годы в психиатрических заведениях. Он придавал большое значения своим «пророческим» работам («Мировая ось с кроликом», мол, предсказание Первой мировой войны") и считал себя незаконнорожденным сыном Наполеона. Его работа «Чудесный пастух» — заглавная иллюстрация этой статьи.

August Natterer: World axis with hare, around 1911/17, Prinzhorn Collection, University of Heidelberg, inv. №. 174 Август Наттерер: Мировая ось с зайцем, около 1911/17, коллекция Принцхорн, Гейдельбергский университет, инв. №. 174
August Natterer: World axis with hare, around 1911/17, Prinzhorn Collection, University of Heidelberg, inv. №. 174
Август Наттерер: Мировая ось с зайцем, около 1911/17, коллекция Принцхорн, Гейдельбергский университет, инв. №. 174

Ханс Принцхорн обозначил историю этого пациента под псевдонимом «Нетер» в своей книге «Художественное творчество душевнобольных» (1920). Она была известна интеллектуалам, в том числе и нашим: в книге «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких этот труд упомянут в качестве вариации «книги-перевертыша», попавшей в руки главному герою — Привалову, — во время приключений в «Изнакурнож», музейном филиале НИИЧАВО (НИИ Чародейства и Волшебства).

Работа Joseph Schneller, 1910−1916
Работа Joseph Schneller, 1910−1916

Работа еще одного пациента — Gustav Sievers (1865 — 1941)
Работа еще одного пациента —
Gustav Sievers (1865 — 1941)

Wahnsinn und Kunst
(на немецком языке)


Мода на безумие

Знаменитые художники того времени вообще были очарованы оригинальностью и непосредственностью коллекции. Пауль Клее (Paul Klee) видел в работах «промежуточную область», нечто находящееся за пределами «нормального» восприятия. Макс Эрнст (Max Ernst), который посещал лекции по психиатрии и исследовал пределы безумия в искусстве, также вдохновлялся ими.

Стоящие нескольких миллионов. Фотографически доказанные, совпадающие, удивительные картинки, разоблачающие преступление 15-летней давности на обувной стельке жертвы Карл Ланге 1900-е
Стоящие нескольких миллионов. Фотографически доказанные, совпадающие, удивительные картинки, разоблачающие преступление 15-летней давности на обувной стельке жертвы
Карл Ланге
1900-е

Некоторые из работ коллекции были показаны на известной нацистской выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году. Их использовали для показательного сравнения с произведениями неугодных режиму импрессионистов и неоэкспрессионистов.

«Крутая тропа», Шудель Адольф Живопись, 1907
«Крутая тропа», Шудель Адольф
Живопись, 1907

Сумасшедшее искусство - «Чудо в обувной стельке»: коллекция доктора Принцхорна на выставке в Германии и прочий поразительный Бедлам
Сумасшедшее искусство - «Чудо в обувной стельке»: коллекция доктора Принцхорна на выставке в Германии и прочий поразительный Бедлам

«Больной»,  Эрнст Людвиг Кирхнер
«Больной»,
Эрнст Людвиг Кирхнер

К слову, художник Кирхнер после двух месяцев добровольцем на фронте Первой Мировой так и не справился с душевным разладом… Приступы паники, наркотики, клиники, ярлык «дегенеративного искусства», удаление сотен работ из музеев Германии и та самая выставка, где поместили и его работы… Финал — самоубийство. Об этом художнике тоже говорят на выставке и проводят параллели с другими работами, представленными на ней.

«Без названия», Эльзе Бланкенхорн
«Без названия», Эльзе Бланкенхорн

«Без названия», Эльзе Бланкенхорн
«Без названия», Эльзе Бланкенхорн

Искусствоведы говорят о влиянии творчества Эльзе Бланкенхорн (Else Blankenhorn 1873−1920 - немецкий художник, яркий представитель арт- брюта) на творчество Кирхнера. Она много лет прожила в специализированном санатории, рисовала странные картины и верила, что является «невестой Кайзера».

«Без названия», Эльзе Бланкенхорн
«Без названия», Эльзе Бланкенхорн

После 1945-го года коллекция канула в небытие и была заново открыта лишь в 1963 году одним из кураторов.

Музей аутсайдеров

Антикультурное искусство или «арт-брют», оперируя терминологией французского художника и скульптора Жана Дюбюффе, созрело как явление в 40-ые годы прошлого века. Автор понятия обозначал им творчество людей с психическими нарушениями. Вскоре к нему добавились поиски всех прочих маргиналов. Не зря это направление еще называют Outsider Art.

«Задумчивая куропатка или годсподствующий грех», Генрих Мебес XX век
«Задумчивая куропатка или годсподствующий грех»,
Генрих Мебес
XX век

Адольф Вёльфли с диагнозом «шизофрения» одним из первых в истории попал в список художников-аутсайдеров. Его жизнь почти целиком прошла в психиатрической клинике, поэтому в студию он превратил свою палату — здесь рисовал и создавал коллажи. Сегодня за них готовы отдавать несколько сотен тысяч долларов.

«Сюжет №2», Адольф Вёльфли XX век
«Сюжет №2», Адольф Вёльфли
XX век

Американка Джудит Скотт появилась на свет с диагнозом «синдром Дауна», что не помешало ей дожить до 61 года и создавать произведения, которые сегодня пользуются популярностью среди коллекционеров — скульптуры из зонтиков, велосипедов, ниток и мебели.

Скульптуры из зонтиков, велосипедов, ниток и мебели.
Скульптуры из зонтиков, велосипедов, ниток и мебели.

Сплошной бедлам!

Одна из старейших психбольниц в мире, основанная в XIV веке в Лондоне под названием монастырь ордена Звезды Вифлиема (Bethlehem — отсюда и народное название Бедлам) пользовалась нехорошей репутацией — мало кому удавалось покинуть ее стены.


Шизофрения и мурлыки:  «Фрактальные котики» Луиса Уэйна (1860 — 1939)
Шизофрения и мурлыки:
 «Фрактальные котики» Луиса Уэйна (1860 — 1939)

Одним из пациентов Бедлама был знаменитый художник Луис Уэйн (1860 — 1939), рисовавший антропоморфных котиков и в один прекрасный день столкнувший сестру с лестницы. Со временем в клинике начали внедрять арт-терапию, побуждая пациентов к творчеству. Его результаты сегодня хранятся в небольшом музее клиники. Ну, а одну из серий картин — 5 работ Уэйна, — в наше время используют как иллюстрации прогрессирующей шизофрении. Разумеется, коллекционеры гоняются за этими «фрактальными котиками», причем предметом собирательства являются и открытки с их изображением.

Знаменитая картина из Тейт: «Мастерский замах сказочного дровосека» (или «Удар волшебного дровосека» — Fairy Feller’s Master-Stroke, Richard Dadd) — примечательная работа англичанина Ричарда Дадда
Знаменитая картина из Тейт: «Мастерский замах сказочного дровосека» (или «Удар волшебного дровосека» — Fairy Feller’s Master-Stroke, Richard Dadd) — примечательная работа англичанина Ричарда Дадда: помутившись рассудком, художник убил отца — «воплощение дьявола», и был помещен в Бедлам — Бетлемскую королевскую больницу.
Там он писал свои ставшие известными работы, и по заказу главного управляющего в течение 9 лет (1855 г.-1864 г.) писал полотно «на сказочную тему». Кстати, Fairy Feller’s Master-Stroke — одна из любимых картин рок-музыканта Фредди Меркьюри.

В Москве — также не без музея аутсайдеров. Черные стены, разбросанные по ним пестрые пятна картин… Вобщем, атмосферно. Постоянной экспозицией музей может похвастаться с 1996 года. В фокусе коллекции — спонтанное творчество душевнобольных.

Москва, музей аутсайдеров
Москва, музей аутсайдеров

Ovartaci — датский музей, находящийся на территории психиатрической клиники и располагающий крупнейшей в Европе коллекций картин сумасшедших художников. Назван он в честь одного из пациентов, художника-оформителя, который провел в стенах клиники 56 лет жизни.

Ovartaci — датский музей,  находящийся на территории психиатрической клиники
Ovartaci — датский музей,
находящийся на территории психиатрической клиники

Вообще, и среди признанных гениев немало людей, страдавших психическими расстройствами. Первое имя, приходящее на ум — Винсент Ван Гог, для которого клиника в Арле стала вторым домом. Здесь он проходил лечение от целого букета психических расстройств, включая эпилепсию и шизофрению.

«Крик», Эдвард Мунк

«Крик», Эдвард Мунк

Также неудивительно, что создателю знаменитого полотна «Крик» Эдварду Мунку, который регулярно подвергался паник-атакам, тоже ставили неутешительный диагноз — «деперсонализационное расстройство». «Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал он. Да уж, оптимизма Мунку не занимать.

Примечательно, что все произведения коллекции Принцхорна были созданы «без влияния психотерапии и медикаментов». Эта своеобразная интерпретация мира доступна для публики до 16 августа в музее Принцхорна в Хайдельберге. И, знаете, пожалуй, зрители так и остаются сбитыми с толку. Гениальность — все-таки болезнь

Artchive