Страницы

Проклятие бога судьбы

Проклятие бога судьбы
Три предмета — нож, маска и череп появились в каталоге аукционного дома Sotheby’s в мае 1854 года. С аукциона их увёз богатый коллекционер Брэм Герц. Однако спустя два года Герц был вынужден продать предметы, так как в его семье произошла череда трагедий. Эксперты сразу увязали это с маской ацтекского бога Тескатлипоки, которую купил бизнесмен.
8 ноября 1519 года войска Эрнана Кортеса вошли в столицу ацтекской империи Теночтитлан. На главной площади города состоялась знаковая встреча Кортеса с императором ацтеков Монтесумой II. В знак гостеприимства правитель подарил испанцу множество драгоценных украшений, среди которых была маска бога Тескатлипоки.

Проклятие бога судьбы

К моменту появления испанцев в Новом Свете империя ацтеков хоть и не была на пике своего могущества, но могла с лёгкостью дать отпор горстке чужеземцев. Она занимала территорию от Мексиканского залива до Тихого океана и имела население 1,5 миллиона человек, а столица, город Теночтитлан, — порядка 300 тысяч человек.

Для сравнения, Лондон в начале XVI века насчитывал лишь 200 тысяч жителей. И всё равно несколько сотен испанцев смогли покорить ацтеков. Причина тому — религиозные верования. Жрецы утверждали, что Эрнан Кортес — воплощение верховного божества по имени Кецалькоатль, который представлялся им в виде белого человека с бородой. Сами индейцы бород не имели.

Проклятие бога судьбы

Кецалькоатль пришёл из земли, «где восходит солнце» (с востока) на корабле с крыльями (у ацтеков были только гребные суда). И именно там, где испанцы основали палаточный лагерь, должен был быть бивуак бога. Когда Кортес подарил императору шлем с позолотой, жрецы сразу увидели, что он похож на головной убор бога войны Уицилопочтли. Соответственно, через войну «пришедшие с моря овладеют страной».

Ацтеки верили, что Кецалькоатль обучил их ремёслам, наставил на путь закона, дал традиции и построил государство, где растили хлопок и кукурузу. После того, как бог исполнил свой замысел, он исчез. Предания говорили, что произошло это потому, что другой бог по имени Тескатлипока дал ему кубок с пьянящим напитком. Выпив его, Кецалькоатль почувствовал жгучую тоску по родине и отправился на крылатом корабле обратно.

Проклятие бога судьбы

Жрецы также утверждали, что когда белый бог вернётся обратно, он будет не один, а с такими же бородатыми спутниками. Они покорят все индейские племена и заменят все божества на одного иноземного бога. То, что увидели ацтеки с приходом испанцев, идеально укладывалось в канву предсказания.

Что оставалось делать Монтесуме и его советникам? Они решили задобрить пришельцев дарами, чтобы те уплыли обратно. В числе прочего жрецы вспомнили о противостоянии Кецалькоатля и Тескатлипоки. Поэтому к дарам, преподнесённым Кортесу, индейцы добавили зловещую и одновременно завораживающую маску Тескатлипоки. Испанцы приняли её, но, как показали дальнейшие события, империю ацтеков это не спасло.

Проклятие бога судьбы

Согласно воззрениям ацтеков, достигнув зенита, солнце не продолжает двигаться на запад, а идёт обратно — на восток. То, что светило уходило в другую сторону, жрецы объясняли оптическим обманом. Дескать, после полудня по небу ходит не само солнце, а его отражение в чёрном дымящемся обсидиановом зеркале.

Хозяином этого зеркала жрецы называли бога Тескатлипока. В различных воплощениях он был богом-творцом или богом-разрушителем мира. Также ацтеки верили, что именно Тескатлипока привёл их в долину Мехико.

Проклятие бога судьбы

Легенды гласили, что гигант Тескатлипока, облачённый в плащ пепельного цвета, бродит по ночам, помечая избранных. Свидание это приятным назвать было трудно, ибо бог носил свою голову не на шее, а в руках. Впрочем, однажды сыскался герой, задержавший хозяина «дымящегося зеркала» и не желавший отпускать его.

В качестве выкупа бог предложил храбрецу четыре шипа и собственное сердце. Тот согласился, но когда дома развернул выкуп, то обнаружил вместо него только белые перья, шипы, пепел и старую тряпку. Все эти предметы имели двойное толкование и являлись у ацтеков символами воинственности, ясности, силы и приходящей с возрастом мудрости.

Проклятие бога судьбы

Тескатлипока часто изображался ягуароликим, он был в ответе за пещеры, землетрясения, несчастья и эхо. Бог представал всезнающим и вездесущим, как благодетельным, так и зловредным: он был и творцом мира, и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое.

В пантеоне богов Тескатлипока считался двойником и сотоварищем другого почитаемого бога — Уицилопочтли. При этом он был братом и главным врагом верховного божества Кецалькоатля.

Ежегодно в ацтекских городах специальная комиссия избирала из множества претендентов красивого юношу, который считался земным воплощением Тескатлипоки. Этому красавчику слуги надевали на руки золотые браслеты, а на ноги — золотые колокольчики. Лицо «бога» раскрашивали красками так, чтобы получилось сочетание цветов ночи (чёрный) и солнца (золотой).

Проклятие бога судьбы

Юноша играл на флейтах, которые регулярно обновляли, а за месяц до окончания срока (месяц у ацтеков равнялся 20 суткам) за него выдавали замуж четырёх самых красивых девушек страны. «Бог» мог совокупляться с ними сколько и как угодно, и те не имели права отказать ему.

Но по окончании полномочий «бога» ждала мучительная смерть. Перед ней его покидали слуги, жены и наложницы, а сам он должен был проделать путь по жертвенной пирамиде. На каждой её ступени несчастный разбивал по одной флейте. Жрецы трактовали обряд аллегорически — как отрицание внешней красоты, мешающей увидеть истину. На вершине обученный палач приковывал «бога» цепями, опаивал его травами и у живого вырывал из груди сердце.

Проклятие бога судьбы

Несомненно, преподнося Кортесу маску Тескатлипоки, индейцы надеялись, что он сумеет и в этот раз отвести от них Кецалькоатля. Ведь этот артефакт был не просто ювелирной безделушкой, а многократно использованной в религиозных обрядах с человеческими жертвоприношениями вещью.

Жестокую сущность бога показывает сама конструкция маски. Её каркасом служит не деревянная болванка, а самый настоящий человеческий череп. Эксперты склоняются, что его обладатель в прошлом мог быть верховным жрецом или одним из юношей, изображавших бога.

Проклятие бога судьбы

По другой трактовке, Тескатлипока имел имя «Дымящее зеркало», а Нахуатль (родственное ему верховное божество) — «Сияющий дым». Следуя этим воззрениям, оба божества изображались с перемежающимися тёмными и светлыми линиями на лице. Именно такой узор из чередующихся линий был выложен на маске с помощью сосновой смолы отполированными кусочками бирюзы и бурого угля.

Глаза маски инкрустировали перламутром и железным колчеданом, а челюсть закрепили на шарнирах, чтобы она двигалась. Носовая полость была искусно изготовлена из красной устричной раковины, а задняя часть черепа отсечена и обтянута кожей.

Проклятие бога судьбы

Без сомнения, маска использовалась во время религиозных обрядов и крепилась на голове жреца. Для этого у неё по бокам были завязки из оленьей кожи. Орнаменты на них копируют изображения известного ацтекского «Кодекса Нэттол» XIII-XV веков.

Всплыв в 1854 году на аукционе Sotheby’s, маска была приобретена богатым ливерпульским коллекционером Брэмом Герцем. Однако уже в 1856 году владельцем маски стал коллекционер по фамилии Майер. Позднее он понял, что Герц продал эту маску не просто так, и тоже поспешил избавиться от сомнительного приобретения.

В 1859 году маску Тескатлипоки приобрёл известный лондонский банкир и собиратель древностей Генри Кристи. В апреле 1865 года Кристи с группой геологов отправился в пещеры Бельгии. Во время работы он простудился и получил воспаление лёгких. Болезнь стремительно прогрессировала, и 4 мая 1865 года Кристи скончался.

Проклятие бога судьбы

Злопыхатели поспешили связать это событие с обладанием зловещей маской. По воле усопшего вся коллекция была передана в Британский музей. С тех пор маска хранится в его запасниках.

В последний раз маска бога-разрушителя демонстрировалась в 2010 году на тематической выставке «Монтесума — ацтекский правитель». После чего опять скрылась от человеческих глаз в хранилищах музея.


Alexey Martov,
the magazine "Mysteries of History"