Страницы

Кельты в Британии

Британия была заселена кельтами в начале Железного века. Из-за своего островного положения она долго оставалась вне зоны римского культурного влияния. В ходе покорения Галлии Юлий Цезарь предпринял две военных экспедиции в Британию, но покорить остров он так и не смог. Задачу завоевания последнего свободного анклава кельтов он оставил своим наследникам.
Заселение Британии кельтами

Культура Железного века проникает на Британские острова с европейского континента в VII веке до н. э. Исследователи выделяют три крупнейшие волны переселенцев с континента. Первая относится к началу V веку до н. э. и связана с распространением в юго-восточной части Британии археологической культуры позднего Гальштатта. Пришельцы большей частью были выходцами с территории современных Нидерландов и северо-западной Франции. С собой они принесли новые технологии и формы социальной организации. Их язык, возможно, уже был кельтским: по крайней мере, часть из них носила самоназвание «preteni», со временем отразившееся в римском названии острова.

Вотивный бронзовый щит, изготовленный между 350 и 50 годами до н. э.
и найденный в Темзе у моста Баттерси, Лондон. Британский музей
В середине III века до н. э. в Британию прибыли носители латенской археологической культуры, происходившие преимущественно с территорий между Марной и средним Рейном. В основном пришельцы заняли южное побережье острова, где подчинили своей власти местное население и начали возводить укреплённые города, подобные тем, что в это время существовали в Галлии.

Наконец, в первой половине — середине I века до н. э. в юго-восточной части острова обосновались белги, также выходцы из Галлии, занимавшие на континенте территории, расположенные между Сеной, Марной и берегом Рейна. Эта миграция продолжалась даже после римского завоевания Галлии. Именно племена белгов составили ядро оппозиции, боровшейся с римским вторжением в середине I века до н. э. и в середине I века н. э.

Помимо переселенцев с континента, важную роль в процессе британского этногенеза играло автохтонное население. Сильное влияние местных традиций чувствуется в архитектуре поселений, керамике и других элементах материальной культуры, а также в погребальных ритуалах.

Британская экспедиция Цезаря

Греки и римляне в древности имели довольно смутное представление о Британии. Подробное знакомство с островом произошло, когда Цезарь в ходе завоевания Галлии (58–50 годы до н. э.) предпринял туда две экспедиции, целью которых была своеобразная разведка боем. Кроме того, он намеревался наказать бриттов, оказывавших поддержку его противникам на континенте. В августе 55 года до н. э. Цезарь собрал 80 кораблей, на которые он посадил два легиона, союзнические отряды и конницу.

От купцов, посещавших их страну, бритты узнали о готовящемся вторжении и успели собрать ополчение. Их войско следовало вдоль берега за флотом римлян, препятствуя высадке. Близ Дубры, отогнав огнём метательных машин отряды варваров, Цезарь произвёл высадку и укрепился на берегу. Продвигаясь в глубину острова, он столкнулся с яростным сопротивлением и незнакомой тактикой бриттов, использовавших в сражениях колесницы. Римлянам удалось обратить противника в бегство, но из-за нехватки конницы они не могли развить первоначальный успех. Поняв, что привезённых им с собой сил недостаточно для эффективного ведения кампании, на 18-й день пребывания на острове Цезарь отплыл обратно в Галлию.

Цезаря поразил сохранившийся у британских кельтов обычай сражаться на колесницах. Он специально описывает эту тактику: «Сначала они ездят повсюду кругом, потрясая оружием и самим страхом от лошадей и от грохота колёс вносят смятение в ряды войск. Вклинившись в отряды конницы, они спрыгивают с колесниц и сражаются пешком. Между тем колесничие выходят из сражения и собирают колесницы таким образом, что если тех бойцов одолеет множество врагов, они будут иметь возможность быстро вернуться к своим».
На следующий год он более основательно подготовился к новой экспедиции и собрал для участия в ней гораздо большие силы, которые включали пять римских легионов, 2 тысячи галльских всадников и более 600 судов. В июле 54 года до н. э. с этими силами он вновь высадился на острове. Бритты также подготовились к вторжению, заключив между собой военный союз и поставив во главе всех объединённых сил Кассивелауна. Тот умело применял против римлян партизанскую тактику, избегая столкновений с их главными силами и атакуя небольшие отряды, отделявшиеся от своих в поисках продовольствия.

Одержав ряд первоначальных успехов, бритты напали на более крупные римские силы, но понесли большие потери и оказались вынуждены отступить за Темзу. Преследуя их, римляне также переправились через Темзу и разорили территорию, принадлежавшую самому Кассивелауну. После этого местные вожди прислали своих представителей к Цезарю просить о мире. Попытка Кассивелауна заставить своих союзников напасть на лагерь Цезаря не увенчалась успехом. Узнав о разорении своих земель, о поражении и предательстве, он почёл за лучшее вступить в переговоры. Цезарь потребовал у него выдачи заложников, установил размеры дани, после чего отплыл обратно в Галлию.

Завоевание Британии

Цезарь сообщил сенату о покорении острова и удовлетворился получением дани с бриттов. Август, его наследник, воспринимал Британию как органичную часть своих владений. Известно, что дважды, в 34 и в 27 годах до н. э. он планировал предпринять поход в Британию, но каждый раз был вынужден откладывать их из-за более насущных проблем. Схожие замыслы питал Тиберий, но его сдерживала высокая стоимость такого предприятия при минимальных перспективах на добычу.

Тем не менее в феврале 40 года н. э. Калигула принимал у себя при дворе Админия, сына вождя катувеллаунов Кунобелина, изгнанного своими подданными за свои проримские взгляды, и планировал осуществить вторжение на остров с целью утверждения его на престоле. Для этого у берегов Ла Манша был собран громадный флот и армия, насчитывавшая 20–25 тысяч солдат. Но начало экспедиции постоянно переносилось, а затем и вовсе было отложено на неопределённый срок.

Римский император Клавдий в облачении триумфатора.
Национальный музей археологии, Неаполь
Калигула был убит в январе 41 года. Его преемником стал Клавдий, который остро нуждался в небольшой победоносной кампании, способной обеспечить ему поддержку военных и обеспечить легитимность его правления. Когда в 43 году к римлянам бежал царь атребатов Верика, изгнанный из своих владений вождями катувелаунов Тогодумном и Каратаком, Клавдий ухватился за этот предлог и начал подготовку к экспедиции. Летом 43 года в Гезориаке (современная Булонь) была собрана армия из четырёх легионов (II Августа, IX Испанский, XIV Сдвоенный и XX Валерия Победоносный) в сопровождении соответствующего числа вспомогательных отрядов, всего в общей сложности 40–45 тысяч человек. Общее командование должен был осуществлять Авл Плавтий, ранее наместник Паннонии. Легатом II Августа легиона был будущий император Тит Флавий Веспасиан.

Начало экспедиции ознаменовалось волнениями солдат, не желавшими плыть через океан. Впрочем, солдат быстро удалось успокоить. Войска беспрепятственно высадились в Рутупиях (Лимны) и двинулись в глубину острова. На реке Медвее они разбили собравшееся здесь ополчение катувелаунов. Тогодумн пал на поле боя, его брат спасся бегством. Легионы переправились через Темзу. Здесь к армии присоединился Клавдий. В его присутствии легионы снова одержали победу над бриттами и взяли штурмом столицу катувелаунов Камулодун. Клавдию эта победа дала полное право по возвращении в Рим отпраздновать триумф, а в 51 году воздвигнуть арку, на которой были перечислены 11 сдавшихся ему народов. После его отъезда завоевание Британии было продолжено легатами Авлом Плавтием, Титом Флавием Веспасианом и Публием Осторием Скапулой.

Продолжение завоевания

Опираясь на захваченный плацдарм, римляне продолжили завоевание острова. На протяжении двух лет Веспасиан со своим легионом действовал в юго-западной части острова. По словам его биографа Светония, в течение этого времени ему пришлось сражаться в более чем тридцати битвах, он захватил двадцать городов и заставил покориться два сильных племени.

Вероятно, племена, с которыми столкнулся Веспасиан, — это дуротриги и добунны, жившие на территории современного Дорсета, а одним из разрушенных им городов является Мэйден Касл. Раскопанные археологами остатки городища выявили следы отчаянной обороны и сражения, положившего ей конец.

Мэйден касл, городище Железного века в Дорсете, центр дуротригов, захваченный и уничтоженный воинами II Августа легиона под командованием Веспасиана. Раскопки выявили здесь останки 14 человек со следами насильственной гибели, включая наконечник стрелы римской катапульты, застрявшей в позвоночнике одного из них.
По результату успешной кампании римскому оружию покорился весь Корнуэлл. Для закрепления этих завоеваний Веспасиан основал лагерь II Августа легиона в Иске думнониев (Экзетер). За свои успехи по возвращению в Рим он был отмечен триумфальными украшениями.

Зимой 47 года Авла Плавтия в качестве наместника новообразованной провинции сменил Публий Осторий Скапула. Он подавил восстание иценов на территории Норфолка, заставив их принять статус римских клиентов, а затем предпринял масштабную кампанию по завоеванию Уэльса. Противниками римлян здесь вначале выступили децеанглы, а затем ордовики и силуры.

Последних подбивал на бой Каратак, нашедший у них защиту и искавший случая отомстить римлянам за поражение. Под его руководством бритты развернули полномасштабную партизанскую войну. В 51 году Каратак решил, что собрал достаточно сил для решающего сражения. В битве при Каэр-Карадоке он был разбит наголову, большая часть его воинов погибла, а жена и дети попали в плен. Сам Каратак снова сумел скрыться. В конце концов царица бригантов Картимандуя выдала его римлянам.

На границе с силурами и ордовиками римляне возвели лагеря Вироконий для XIV Сдвоенного легиона и Деву для XX Валерия Победоносного. IX Испанский легион расположился у Линда (Линкольн) на границе с могущественными бригантами.

Восстание Боудикки

Подчинив иценов в 47 году, Осторий Скапула не стал лишать их свободы, а удовольствовался провозглашением их царём римского ставленника Прасутага. После его смерти в 61 году владения иценов вошли в состав провинции Британия. Вдова Прасутага Боудикка и его дочери подверглись насилию со стороны римских чиновников. Это вызвало возмущение среди бриттов. Пока наместник провинции Светоний Паулин со своими войсками вёл кампанию на северо-западе Уэльса и покорял остров Мону (Англси), Боудикка подняла восстание в округе иценов, к которому вскоре присоединились тринованты и другие племена центральной Британии.

Восставшие захватили Камулодун (Колчестер), некогда столицу триновантов, ставшую римской колонией, и перебили её жителей, а сам город сожгли. Легат IX Испанского легиона Квинт Петилий Цериал из Линда выступил против бриттов с бывшими при нем войсками, но неподалеку от Камулодуна потерпел такое поражение, что потерял почти всю свою пехоту и спасся лишь с немногими всадниками.

Восстание Боудикки.
Действия римских войск показаны красным цветом,
кельтских — синим цветом
Получив известие о восстании, Светоний немедленно прервал кампанию в Уэльсе и через всё ещё не замирённую территорию устремился к столице провинции Лондинию (Лондону). Недавно основанный город к тому моменту уже успел превратиться в крупный экономический центр с многочисленным населением, преимущественно состоявшим из торговцев, колонистов, отставных ветеранов и членов их семей. Решив, что имеющихся при нем сил недостаточно для обороны, Светоний Паулин вывел часть населения Лондиния с собой. Оставшиеся были истреблены явившимися вскоре бриттами. Та же участь постигла Веруламий (Сент-Олбанс). Всего в ходе восстания, по словам Тацита, погибло около 70 тысяч римлян и их союзников.

Пока войска Боудикки громили территорию провинции, Светоний перегруппировал свои силы. Под его командованием находился весь XIV Сдвоенный легион и часть XX Валерия Победоносного легиона, а также вспомогательные войска, всего не более 10 тысяч воинов. Легат II Августа легиона Пений Постум проигнорировал приказ наместника и остался в своём лагере в Иске. Для решающего сражения с восставшими где-то на территории западного Мидленда Светоний нашёл узкую теснину, сзади и с боков прикрытую лесом. В ходе сражения дисциплина и вооружение легионов взяли верх над многочисленностью и безумной отвагой бриттов. Около 80 тысяч человек погибло на поле боя.

Вскоре после этого умерла или покончила с собой Боудикка, и восстание пошло на спад. Светоний пополнил свою армию отрядами из Германии и предпринял ряд карательных акций против участвовавших в нем племён. Из-за проявленной им при этом жестокости во избежание эскалации конфликта император Нерон вскоре почёл за благо отозвать его в Рим.

Завоевание Уэльса

Правление династии Флавиев в Риме ознаменовалось новым раундом борьбы за покорение Британии. Петилий Цериал, некогда столь неудачно сражавшийся с Боудиккой, в 71 году вернулся на остров в качестве наместника. Он немедленно развернул широкомасштабную кампанию против живших у северных границ провинции бригантов. Война с этим многочисленным и могущественным племенем стоила римлянам большой крови, но в конечном итоге их власти подчинились территории вплоть до северного Йоркшира. Закрепляя за собой эти завоевания, Цериал перенёс из Линкольна в Эбурак (Йорк) лагерь IX Испанского легиона.

Осада кельтского городища Железного века
Преемником Цериала в 74 году стал Секст Юлий Фронтин. Он вновь вёл войну против бригантов, но довольно скоро столкнулся с новым восстанием силуров и ордовиков в восточном Уэльсе. Военные действия в условиях холмистой, заросшей густым лесом местности сопровождались большими потерями для римлян, но в равной степени они истощали и бриттов. Силуры к 77 году сложили оружие. Ордовики в 78 году были истреблены поголовно новым наместником Гнеем Юлием Агриколой. Завоевание Уэльса на этом завершилось.

Завоевание Каледонии

Агрикола вновь перенёс римскую экспансию на север острова. На протяжении 78–79 годов он построил большое количество дорог и укреплений на недавно покорённой территории бригантов, создавая здесь необходимый плацдарм для дальнейшего наступления. На протяжении 79–82 годов римская армия под командованием самого Агриколы вторгалась на север Шотландии, где продвинулись до линии Фэрт оф Форт и Фэрт оф Клайд. Жившие к северу от неё каледонцы оказывали ожесточённое сопротивление.

В 84 году продвижение в глубину варварских территорий достигло своего апогея. Вождь каледонцев Калгак сумел сплотить своих сторонников и противопоставить римскому военачальнику 30-тысячную армию. В сражении у Граупийских гор, предположительно соответствовавших современному Ивернесу, оно было наголову разбито. Потери каледонцев достигли 10 тысяч человек. В том же году Агрикола заложил на Тайне укрепление Инчтхутиль, отметившее крайнюю точку римского наступления. Расположенное на месте пересечения основных маршрутов, последующие несколько лет оно являлось важнейшей римской базой на севере.

Кампания Агриколы на территории современной Шотландии
и карта римских лагерей в 79–84 годах
Между тем тяжёлое положение, сложившееся в это время на Дунае, потребовало переброски туда всех наличных резервов. В 84 году Агрикола был отозван в Рим, а численность британской военной группировки после его отъезда сократилась. Около 100 года римские гарнизоны севернее линии Тайн — Солвей были эвакуированы, и войска сконцентрировались на линии будущего вала Адриана.

Вал Адриана и гарнизон провинции

В 71 году XIV Сдвоенный легион был переведён в Германию, а на его место в Британию прибыл II Вспомогательный легион. В 86 году и он был переведён на континент, в Паннонию, после чего число римских легионов на территории провинции сократилось до трёх. В конце правления Адриана IX Испанский легион был выведен на восток, а на смену ему прибыл VI Победоносный. Помимо трёх легионов, на территории провинции в это время находилась 21 вспомогательная когорта и 8 кавалерийских ал. Общая численность римского гарнизона, таким образом, доходила до 30 тысяч солдат.

В 122–128 годах римляне построили между заливом Солвей и устьем реки Тайн знаменитый Вал Адриана длиной 117 км, высотой 3,5 м и толщиной 2,5 м. Севернее стены тянулся ров 3-метровой глубины и 10-метровой ширины. Вдоль линии укреплений располагались башни и лагеря когорт. Защита этих сооружений требовала гарнизона общей численностью в 10–12 тысяч солдат. Вал позволял контролировать дороги и передвижения по ним, быстро перебрасывать войска с одного участка на другой и не только выдерживать осаду, но и устраивать вылазки на вражескую территорию. Значение укреплений осталось неизменным даже после строительства в 140–141 годах Вала Антонина. Последние следы присутствия римских солдат на укреплениях Вала Адриана датируются серединой V века н. э.

                                  Литература:
  1. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы: Бронзовый и железный века. — М.: Наука, 1974.
  2. Биркхан Г. Кельты. История и культура. — М., 2007.
  3. Коллис Дж. Кельты: истоки, история, миф. — М., 2007.
  4. Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. — М., 2003.
  5. Cunliffe B. Ancient celts. — Oxford, 1997.
  6. Webster G. Roman invasion in Britain. — London, 1993.
  7. Birley A. R. The Roman Government of Britain. — Oxford, 2005.
  8. Shotter D. Roman Britain. — London, 2005.
  9. Bird D.G. The Claudian invasion campaign reconsidered // Oxford journal of archaeology 2000, 19 (1), 91–104.

Алексей Козленко
___________________________