Страницы

Американский голиаф (разоблачение)

Кардиффский великан, Музей фермеров,
Куперстаун, штат Нью-Йорк. 2005 г.

Более ста лет назад, в 1869 году, жители Соединенных Штатов Америки были потрясены сообщением о сенсационной находке. На одной ферме в штате Нью-Йорк, недалеко от городка Кардиффа, был обнаружен в земле окаменевший великан, подобный легендарному исполину и силачу Голиафу. На место находки немедленно устремились репортеры. Все газеты страны следили за этим событием, которое предстало перед читателями со следующими подробностями.
Владелец фермы по имени Ньювелл в последнее время часто жаловался своим соседям на то, что ему скоро нечем будет поить стадо, потому что в его колодце быстро убывает вода. Никто не удивился, когда в октябре месяце Ньювелл нанял двух рабочих для рытья нового колодца. Он сам вызвался указать им подходящее место, ссылаясь на то, что он будто бы обладает даром находить подземную воду. Держа в руках раздвоенную ветку орешника, он целый день ходил по своему участку. Наконец позади сарая ветка резко наклонилась вниз. Здесь по указанию Ньювелла рабочие и начали копать колодец.

Сам Ньювелл отправился в город покупать материал для оборудования колодца. К вечеру он вернулся домой и увидел, что за сараем собралась небольшая толпа. Ньювелл бегом кинулся туда, спрашивая, уж не произошло ли какое то несчастье. Рабочие рассказали ему, что около полудня они наткнулись на торчащую из ямы ногу и бросились собирать народ.

Когда находку освободили от земли, удивление собравшихся возросло еще больше.

Кардиффский гигант
на выставке в театре Bastable в Сиракузы,
Нью-Йорк, около 1869.
Представшая перед ними странная, по всей видимости окаменевшая фигура, казалось, была похоронена здесь в давние времена. Она имела человеческий облик, но была громадной — более трех метров в длину.

Уже на следующий день весь штат Нью-Йорк узнал о найденном гиганте. Тысячи людей поспешили на ферму, чтобы посмотреть на него собственными глазами. 

Мнения относительно его происхождения разделились. Одни считали, что в таком облике только какой то бог мог в древности явиться на землю. Другие объявляли его забытым памятником президенту Джорджу Вашингтону.

Но все больше раздавалось голосов, утверждавших, что речь идет о первобытном человеке, окаменевшем несколько тысячелетий назад.

Между тем Ньювелл, увидев подобный интерес к своей находке, поставил над вырытой ямой палатку и повесил у ее входа дощечку с надписью:

«Спешите увидеть окаменевшего великана — всего за 50 центов!»
Был воскресный день, и народ валом валил на ферму Ньювелла. Явились даже четверо священников и спросили хозяина, не сделает ли он для них скидку.

— Ну разумеется, — ответил им Ньювелл, — вам это обойдется всего по 25 центов.

Когда служители культа вышли из палатки, они единодушно объявили собравшимся, что найденная фигура безусловно была человеческим существом, жившим, возможно, в далекие библейские времена. Это заявление еще больше подогрело интерес к находке. Желающих посмотреть на великана было столько, что компания железных дорог пустила к Кардиффу специальные поезда, а дилижансы регулярно доставляли публику прямо на ферму Ньювелла.

Ловкие предприниматели открыли неподалеку два ресторана, носившие имя «Кардиффского великана» — так теперь стали называть ископаемую фигуру.

Время шло. У входа в палатку Ньювелла всегда толпился народ. Однажды за день в ней побывало 3000 посетителей! За один час Ньювелл собирал по 26 долларов.

В начале зимы «Кардиффский великан» был поднят из ямы и перевезен в музей города Сиракузы. Здесь к нему проявили интерес не только простые посетители, но и серьезные ученые. Они почти единогласно удостоверили, что в лице этого великана наука имеет дело с доисторическим ископаемым человеком.

Извлечение из земли Кардиффского гиганта в октябре 1869 года
Некоторое время спустя Ньювелл продал великана за огромную по тогдашним понятиям сумму. Новый владелец сначала выставлял его на главной улице Нью-Йорка, Бродвее, а затем организовал поездку по всей стране. Вновь и вновь осматривали эксперты «американского Голиафа» и подтверждали, что перед ними окаменевшее человеческое существо. В их числе оказался даже философ Ральф Эмерсон, который объявил великана «удивительным и несомненно древним».

Для установления истины один известный анатом в городе Бостоне додумался до очень простой и гениальной мысли: он просверлил небольшое отверстие за ухом великана и авторитетно заявил, что его голова отличалась великолепным анатомическим строением. Иное мнение высказал один студент йельского университета. Он представил реферат, где на семнадцати страницах доказывал, что великан является древней статуей, изображающей финикийского бога Ваала. Основным его доводом служили иероглифы, якобы обнаруженные им на спине статуи.

Между тем некий предприимчивый авантюрист решил, в свою очередь, нажиться на всеобщем ажиотаже и заказал точную копию «Кардиффского великана». Он выставил ее в помещении напротив того музея, где размещалась первая статуя, сопроводив табличкой:
«Оригинал ВСЕХ кардиффских великанов
Тогда публика без разбора и с одинаковым рвением стала посещать обоих «Голиафов», стремясь увидеть то, вокруг чего разгорелись такие страсти.

Среди всей этой невообразимой шумихи никто вначале не обратил внимания на заявление одного ученого, который безошибочно определил, что речь идет о современной статуе, вытесанной из гипса. Всем так хотелось стать участниками и свидетелями необыкновенных событий, что в этой погоне за сверхъестественным голос ученого не был услышан.

Однако вслед за Первыми сомнениями пришло и разоблачение. Раньше других до правды об «американском Голиафе» докопались журналисты. Они снова побывали на ферме Ньювелла, затем в Кардиффе и Сиракузах и, наконец, добрались до некоего Джорджа Халла, преуспевающего фабриканта сигар. Он-то и оказался автором «открытия», которое еще и до сих пор считается одной из величайших подделок в археологии. Человек, весьма далекий от этой науки, Халл вовсе и не стремился ввести в заблуждение ученый мир. Он просто хотел доказать, что люди нередко склонны верить тому, что не выдерживает никакой серьезной проверки. Как показали события, ему вполне удалось это сделать.

Вернемся теперь к началу этих событий, в 1866 год. Джордж Халл приехал в небольшой городок в штате Айова навестить сестру. В воскресенье он отправился в местную церковь послушать заезжего проповедника. Тот в своей проповеди несколько раз повторил, что в древние времена на земле будто бы жили какие-то великаны. Такое утверждение показалось Халлу лишенным всякого здравого смысла. Он попытался остудить пыл священника и громко задал ему вопрос: какого же, собственно, роста были эти великаны? Священник, однако, нимало не смутился и, недолго думая, ответил:
— От десяти до двенадцати футов.
К своему удивлению, Халл обнаружил, что все присутствующие наивно верили в подобные небылицы и даже остались недовольны тем, что он своим вопросом прервал проповедь. Халл не стал продолжать спор, но задумал один смелый и оригинальный план, решив посмеяться над легковерием своих соотечественников.

Некоторое время Халл ничего не предпринимал и только два года спустя с помощью одного знакомого приобрел в карьере камень длиною в 12 футов (3,65 м). Гипсовая глыба весила пять тонн и доставила своему владельцу массу хлопот. От ближайшей железнодорожной станции карьер отделяло 40 километров очень плохой дороги. По пути под тяжестью камня сломалось несколько повозок, и даже провалился мост.

Разумеется, такая глыба не могла остаться незамеченной. Стараясь отделаться от любопытных, Халл выдавал ее то за памятник президенту Линкольну, то за «лучший строительный камень мира», который он якобы вез на выставку в Вашингтон. Но вот позади остались все трудности, и груз в целости и сохранности прибыл в Чикаго.

Халл договорился с одним из своих тамошних друзей и поместил камень в его сарае. Затем он пригласил каменотеса и скульптора и заказал им фигуру лежащего великана. Через четыре месяца исполин был готов. Его рост достигал теперь 3,17 метра, он весил 1356 килограммов и вполне подходил под образ мифических гигантов, созданных людским воображением. Мастера постарались сделать эту фигуру еще более похожей на человека и толстыми иглами накололи на ее лице и теле «поры».

А чтобы люди поверили, что она провела в земле несчетные века, они подтемнили гипс с помощью кислоты.

Теперь Халл приступил к выполнению второй половины своего плана. Он упаковал великана в большой ящик, обитый медными листами. Крупными буквами он вывел на ящике слово «машины» и отправил его по железной дороге в Кардифф. Там ящик выгрузили и темной октябрьской ночью 1868 года привезли на повозке, запряженной четырьмя лошадьми, на ферму Ньювелла, двоюродного брата Халла. Вместе с ним и его сыном Халл вырыл за сараем яму глубиной в 1 метр и закопал великана. После этого заговорщики заровняли землю, засеяли этот участок клевером и поклялись хранить тайну. Уже на следующий день они вернулись к своим обычным делам, оставив «Голиафа» на время в покое. Вся эта операция обошлась Халлу в 2200 долларов.

Кардиффский великан, Музей фермеров,
Куперстаун, штат Нью-Йорк. 2005 г.
Нужно сказать, что обстоятельства складывались как нельзя лучше в пользу замысла Халла. Следующей весной сосед Ньювелла пахал свое поле и обнаружил на нем какие-то кости. По мнению ученых, это были ископаемые останки людей, восходящие к давно исчезнувшей с лица земли индейской цивилизации. Это событие, случившееся всего в двух километрах от фермы родственника Халла, получило широкую огласку в газетах и журналах Соединенных Штатов и подготовило почву для нового «открытия».

Вот тогда-то, следуя указаниям Халла, Ньювелл принялся при любом удобном случае жаловаться на нехватку воды в своем колодце. Ровно через год после «погребения» гипсовый великан вновь увидел свет. Его тайну довольно долго не удавалось открыть, так как всем участникам заговора шел небольшой процент с суммы сбора за осмотр великана и они строго хранили обет молчания.

Сам Халл тоже хорошо сыграл свою роль. Когда друзья сообщили ему сенсационную новость, он отнесся к ней весьма недоверчиво и еще заставил себя уговаривать, прежде чем отправился взглянуть на необычную находку. И только там ему пришлось «сдаться» перед очевидностью фактов. Правда, в тот же вечер он дал Ньювеллу указание удвоить входную плату.

Итак, Халл доказал легковерие своих сограждан. Но поскольку эти легковерные охотно платили за то, что над ними смеялись, он решил еще и заработать на этом. Прежде чем обман был разоблачен, история с «американским Голиафом» принесла Халлу 100 000 долларов.

Все участники этой невероятной истории вели себя настолько осторожно, что их оказалось невозможно привлечь к ответу за подделку.


Действительно, сам Халл никогда не объявлял свою статую ископаемым великаном. Ньювелл в своих афишах и проспектах ограничивался тем, что приводил заключения ученых экспертов по поводу подлинности великана. Зрители сами обманывали себя и верили в собственную выдумку. Ведь даже после того, как во всех газетах Соединенных Штатов появились сообщения о колоссальном обмане, в стране осталось еще немало людей, которые продолжали верить в то, что этот великан жил на земле в незапамятные времена.

Приключения «Кардиффского великана» не закончились после разоблачения подделки. Наоборот, он стал чем-то вроде национальной достопримечательности и продолжал приносить немалые доходы своим владельцам. Постепенно о нем все же забыли и только в 1934 году вновь «раскопали» для использования в съемках фильма.

В 1939 году на месте находки великана близ Кардиффа американские власти установили памятную доску, увековечившую это событие. Уцелел и сам великан; за эти годы он прошел через руки множества владельцев, а в 1948 году был приобретен Историческим обществом штата Нью-Йорк и помещен в качестве экспоната в один из краеведческих музеев.

Глядя теперь на эту подделку, приходится только удивляться тому, как она могла хоть кого-то ввести в заблуждение. Однако не надо забывать, что в Америке в то время археологические раскопки еще только начинались, и в стране даже не имелось квалифицированных специалистов, способных без труда определить подлинную ценность столь необычной находки.


Г. Матвеева, Американский голиаф // Хочу все знать. Научно-художественный сборник. Составитель А.Н. Томилин. Л., 1975. С. 277-281.