Страницы

Почему мы такие умные: к истокам интеллекта

Человек — самое умное существо на планете. Но как это произошло? Что способствовало интеллектуальному буму и развитию познавательных способностей? Рассказывает ученый-когнитивист Джим Дэвис.
Если присмотреться к нашей планете сегодня, невозможно не подивиться уникальности человека. Представьте только: мы — единственный вид, представители которого умеют писать книги, устраивать научные эксперименты, строить небоскрёбы….

Наш интеллект сослужил нам неплохую службу в процессе развития вида — в своё время он помог нам стать лучшими добытчиками и, к примеру, перестать охотиться на себе подобных. Ещё важнее, что развивающийся интеллект ранних людей заставил их конкурировать друг с другом: на пути к тому, чтобы быть умными, мы шли в ногу с теми, кто постоянно развивался, подгоняя друг друга и продолжая идти в этом направлении. Теперь интеллект стал своеобразным трендом. 

Нам нравится чувствовать себя умными, нам нравится общаться с умными людьми, нравится следовать за их идеями.

Но как мы стали такими? Хорошо известно, что человек прошёл огромный путь, прежде чем началось быстрое развитие познавательных способностей. Однако мало кто знает, что интеллектуальному буму помогла способность женщин ходить и бегать.


Здесь стоит сделать оговорку, что масса мозга всё же влияет на интеллектуальные способности. Сколько бы учёные ни спорили на этот счёт, коэффициент энцефализации (Отношение фактической массы мозга к средней прогнозируемой массе мозга) для млекопитающего данного размера ещё никто не отменял. А это значит, что особи, мозг которых большего размера, необходимого для нормальной работы всех систем их тела, имеют больший потенциал для развития интеллекта за счёт тех самых «излишков мозга». Да и очередные исследования показывают, что даже при сравнивании двух людей с различным размером мозга, уровень интеллектуального развития у человека с большим мозгом на 16% выше уровня развития человека с мозгом меньшего размера.

По мнению доцента факультета когнитивной науки Карлтонского университета Джима Дэвиса, мозг человека смог достичь таких размеров лишь благодаря женщинам, таз которых позволял рожать детей с относительно крупными головами.

Реконструированный скелет Люси, знаменитого предка человека.
3,2 миллиона лет назад австралопитеки шли вертикально, накладывая строгие ограничения на размер женского таза.
Музей естественной истории Кливленда
Сейчас всё это кажется нам само собой разумеющимися вещами, однако на пути эволюции было больше преград и противоречий, чем мы можем себе представить. По иронии судьбы, одной из самых главных препон на пути развития нашего мозга стало прямохождение. Дело в том, что такой способ передвижения требовал уменьшения таза человека. А уменьшение таза, в свою очередь, могло препятствовать рождению детей с достаточно развитым мозгом и поставить тем самым крест на развитии столь перспективного проекта как человек.

Своего рода это был тупик на пути эволюции. Но, как отмечает Дэвис, «этот тупик привёл к важным механическим решениям, которые появились, чтобы обойти возникшее ограничение».

В итоге борьбы этих противоположных эволюционных сил (развитие прямохождения и увеличение мозга) возник очень важный баланс, который до сих пор держится на двух факторах: крайней опасности человеческих родов (рождение ребёнка является более опасным для человека, чем для любого другого примата — и приличный процент погибающих во время родов женщин, несмотря на достижения современной медицины, лишний раз подтверждает это) и особенностях строения черепа и развития мозга.


С одной стороны, таз женщин уменьшился ровно настолько, чтобы они могли ходить и бегать, при этом рожая детей с достаточно большими головами (если бы бёдра женщин были бы хоть чуточку шире, им не удалось бы подняться с колен). С другой стороны, эволюция позаботилась о том, чтобы мы рождались не с заданным на всю жизнь размером мозга, а с потенциалом для его развития и увеличения в процессе обучения.

Ведь если обратить взор на животный мир, легко убедиться, что птенец способен передвигаться и искать пищу почти сразу после появления на свет, а жеребёнок может бегать через несколько часов после рождения. Человеку же нужны годы, чтобы стать самодостаточным. Обычно существенный родительский вклад в развитие ребёнка длится до наступления половой зрелости, но в современную эпоху родители часто помогают и более взрослым детям. Как отмечают Ричерсон и Бойд в своей книге «Not by Genes Alone: How Culture Transformed Human Evolution» о влиянии культуры на эволюцию:

Мы — самые разумные и медленнее всех развивающиеся представители самого разумного и медленнее всех развивающегося класса млекопитающих.

Дэвис считает, что механизм, обеспечивающий значительный рост и развитие мозга после рождения, — одно из наших преимуществ как вида. Да, мы рождаемся, ничего не зная, но имея невероятную способность к обучению. Даже если мы оказались в итоге очень умными, не исключено, что наш мозг был довольно маленьким при рождении, что позволило нам появиться на свет в обход ограничениям природы. Вместо того, чтобы получить все права сразу после появления на свет, мы должны адаптироваться к миру, который ничего еще не представляет для нас. Но благодаря этой адаптации дети, рождённые в самых различных средах, начиная от Калахари и заканчивая Арктикой, учатся жить именно в таких местах.

Если бы мы были максимально развитыми при рождении, диапазон условий нашего существования был бы гораздо уже. Более того, не было бы никакого смысла существовать в мире культуры и технологий, потому что мы вряд ли смогли бы это освоить и передать. Да и никакого мира культуры и технологий подавно не было бы. Всё это возможно благодаря длительному этапу обучения, с которым сталкиваются все люди.

Как видите, многое могло бы быть иначе в нашем эволюционном развитии. Так, если бы мы остались на четвереньках, женский таз так и остался бы широким. А без малого таза, ограничивающего размер мозга, наши способности, возможно, оставались бы врождёнными, наш ум был бы “хрупким”, специфичным, адаптированным к конкретной среде. Но, благо, всё пошло по другому сценарию, развитие которого мы можем наблюдать по сей день.

Как и во многих тупиковых ситуациях, произошло то, чего никто не ждал: ограничение привело к нахождению пути, который оказался, возможно, более продуктивным, чем закрытая прямая дорожка. Да, у этого пути были своими минусы, как, например, наша почти полная недееспособность после рождения, однако, как бы это ни было парадоксально, именно наша беззащитность во время младенчества оказалась своего рода ключом к гениальности нашего вида. Нам определённо есть за что поблагодарить своих первобытных пра-пра-пра-пра…-бабушек.

Источник:

«Why Are You So Smart? Thank Your Mom & Your Difficult Birth» / Nautil.us