Страницы

Архитектура Ассирии (Часть - 1)


Территорию Месопотамии традицион­но разделяют на две области, заметно отли­чающиеся друг от друга по природно-климатическим условиям: Северную (или Верхнюю), называемую обычно Ассирией, и Южную (или Нижнюю), называемую Ва­вилонией. Граница между ними проходит примерно через города Хит на Евфрате и Самарру на Тигре.

К северу от этой линии Междуречье занято известняковым голым плато Эль-Джезира (по-арабски – остров), которое запирает Евфрат в довольно узкой долине. Тигр же, напротив, течет по широ­кому нагорью, на склонах холмов которого раскинулись пашни и пастбища. Этот плодородный край и назывался когда-то Асси­рией.

К югу от черты Хит – Самарра, там, где реки образуют общую дельту, ландшафт совершенно иной. Весь этот район – по­рождение Тигра и Евфрата. Именно благо­даря их наносам здесь образовалась огром­ная, совершенно плоская лессовая равни­на, которой по плодородию нет равных на всем Ближнем Востоке. Эта область отличается континентальным климатом, неблагоприятным для развития земледелия. Зато она имела богатые запасы строительного камня, леса, металлических руд.

Внутренние противоречия и постоянные раз­доры между государствами Месопотамии сни­жали их обороноспособность в борьбе с соседя­ми: хеттами, урартами, со все новыми коче­выми племенами, появлявшимися то с гор, то из пустыни. Особенно тревожным был конец II тысячелетия до н. э.

Первая же половина I тысяче­летия до н. э. отмечена невиданным ранее усилением Ассирии. Это государство простиралось но среднему течению р. Тигр. Почва здесь менее благодатна, чем в южном Двуречье. Климат континентальный, с засушливым летом и довольно суровой зимой. Окружающие долину предгорья богаты рудами, лесом и камнем, которыми Ассирия снабжала юг. Исконное население – хурритские (субарейские) племена. Позже сюда проникает боль­шое количество семитов – сначала аккадян, потом арамеев.

На рубеже III и II тысячеле­тий здесь зарождается государство со смешан­ным населением, тесно связанное с шумеро-аккадским югом, то самостоятельное, то подчи­ненное Вавилонии или другим соседям.

Коренное население Ассирии составляли земледельцы и пастухи, закаленные в борьбе с природой. Они стали костяком небольшой, но хорошо обученной и вооруженной армии местных прави­телей, пронесшейся опустошительным ураганом по всему Ближнему Востоку. Это имело результатом более сильную светскую власть по сравнению со жреческой.

В качестве подтверждения этого можно отметить, что царский меч был одной из государственных святынь Ассирии. Различные племена, населявшие Ассирию, постепенно слились в единый ассирийский на­род. Со временем здесь сложилось ярко выраженное военно-бюрократичес- кое го­сударство с разветвленным и сложным аппара­том чиновничества, с постоянной армией, стояв­шей на высоком уровне военного искусства, с конницей, осадными приспособлениями, со спе­циальными отрядами строителей и т. п.

Царь Ашшурбанипал (668-626 гг. до н. э.)

Ассирийская боевая колесница
Важ­ной отраслью строительства у ассирийцев была постройка мощеных камнем стратегических военных дорог, деревянных и каменных мостов, а также каналов и дамб. Опираясь на свою военную технику и развитые пути сообщения, Ассирия создала путем завоевания огромное государство, объединявшее, хотя и не надолго, весь Передний Восток, включая Египет.

Разви­тие страны шло неравномерно. Нередко за блестящими военными успехами следовал глубокий упадок, вызванный истоще­нием страны после непомерного напряжения в непрерывных войнах.

Периоды расцвета стра­ны приходятся на XIV-XII вв. и особенно на VIII-VII вв. до н. э., когда при Тиглатлаласеаре III сформировалась ассирийская держава, владения которой простира­лись от берегов Средиземного моря до гор Элама и от Армении до Персидского зали­ва.

Ассирийский царь в бою.
Гравюра XIX в. с ассирийского рельефа
Ассирийские владыки обычно привлекали к строительным работам наемных либо захваченных в плен мастеров – зодчих, камнерезов, чеканщиков. Это привело к широкому заимствованию в искусстве Ассирии традиций побежденных народов.

Связанная с Двуречьем экономически, а так­же культурной и религиозной традицией, вли­явшими на весь уклад жизни, Ассирия, естественно, воспринимает оттуда и типы соору­жений, и архитектурные формы. Здесь ассирийцы научились технике кирпичной кладки стен, сводов.Любопытно отметить, что в Ассирии высоту зданий измеряли иногда рядами кирпича. Говорили, например: здание высотою в 30 кирпичей. Так как все кирпичи были одинакового размера, то, зная число кирпичных слоев, нетрудно было определить высоту здания. Высокие террасы, возводившиеся на юге для защиты зданий от наводнений, возводятся и в Ассирии, становясь здесь, однако, в первую очередь сред­ством придания архитектурным сооружениям недоступности и величия. Ступенчатые башни-зиккураты распространяются и в Ассирии, но со слегка измененными формами.

В зодчестве Сириибыли заимствованы бит-хилани (колонные портики между массивными башнями).

Ассирийцы использовали строитель­ный опыт и своих военных соперни­ков – хеттов и урартов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, в частности сооружению каменного цоколя, плиты которого украшались рельефами. У хеттов базальтовые или гранит­ные ортостаты, обращенные наружу, сохраня­ли значение конструктивного элемента; у асси­рийцев же это лишь тонкие, чисто декора­тивные алебастровые плиты (обычно 20 см в толщину при высоте 1-2 м и длине 2-4 м). Ими украшалась нижняя часть стен как на фасаде, так и внутри дворцовых зданий. Их поверхность сплошь заполнялась рельефами, изображавшими сцены царской охоты, сражений, осад вражеских крепостей и т. п. Камень применялся, однако, очень ску­по – лишь для фундаментов, отмосток и об­лицовок. Основным материалом оставался сы­рец в виде плоских квадратных кирпичей.

Ис­пользуя элементы сложившейся в соседних странах архитектуры, ассирийцы, располагав­шие неизмеримо большими экономическими возможностями и огромным количеством рабов, развили их и придали своим сооружениям гран­диозный характер.

Ассирийская держава, отдельные части кото­рой не были связаны экономически, рухнула в 605 г. до н. э. под ударами объединенной армии скифов, мидийцев и вавилонян. Ассирийцы смешались с другими племенами и народами, а их язык исчез. В настоящее время их потомками называют лишь одну небольшую народ­ность – айсоров, говорящих на сильно ис­каженном арамейском языке. Их числен­ность не превышает 200 тысяч человек.
  • Особенности градостроительства Ассирии (структура военного лагеря, планировки Ашшура и Дур-Шаррукина)
В периоды своего наивысшего политического могущества Ассирия постоянно находилась в состоянии войны с соседними странами – Мидией, Вавилонией, Урарту, Египтом и др. В какой-то мере это нашло отражение в градостроительной практике Ассирии.

Во-первых, ассирийцы одними из первых стали использовать в архитектуре городов принципы возведения военных лагерей.

Ассирийский военный лагерь имел в плане прямоугольную или округлую форму. Композиционным центром его являлось возвышение, на котором был разбит царский шатер. Около входа в него стоял ряд царских штандартов (знамен, бунчуков). По периметру возвышения ставились палатки царской гвардии. В лагере были одни ворота. Они находились на противоположной стороне от платформы. К подножию шатра вела «дорога процессий», делившая лагерь на две равные половины. По обе стороны от нее ставились палатки кавалеристов и коновязи. При появлении противника всадники первыми покидали лагерь и, завязав бой, отвлекали внимание врага. Следом выходила пехота, строилась в боевой порядок.

Военный лагерь Синахериба.
Рельеф из Ниневии (VII в. до н. э.)

Крылатое божество ассирийцев –
покровитель воинов
По аналогии с военными лагерями на захваченных землях строились небольшие города-форпосты. При планировке этих городов ассирийские зодчие большое внимание уделяли чисто военным аспектам, обеспечивающим их жизнеспособность:
  • учет особенностей климата, ландшафта и рельефа местности;
  • строительство искусственных заграждений и препятствий (рвы, каналы, оборонительные валы и т.п.);
  • включение царских дворцов, крупных общественных и культовых зданий в оборонительную систему города.
Яркими примерами градостроительства Ассирии может служить планировка Ашшура – первой столицы этого государства (XII-VIIвв. до н. э.)

Ашшур лежал на правом берегу Тигра, на высоком скальном мысу, образуемом упирающейся здесь в реку небольшой горной цепью, которая от­деляет южную часть Месопотамии от северной. То есть он был изначально укреплен самой природой. Его окружили стеной из сырцового кирпича 15 метров высотой и около 6 метров толщиной. В основе стены лежал прочный фундамент из каменных глыб. По внешней линии стены, через каждые 20 метров, шли квадратные фланкирующие башни.

Это была ключевая оборонная пози­ция для защиты от вторжений и одновременно торговый форпост в области, снабжавшей ме­таллами, лесом и камнем. Основанный с этими целями, вероятно, еще в раннединастическую эпоху, Ашшур превратил­ся позже в первую по времени столицу Асси­рии.

Его архитектурный облик и принцип рас­положения сложились в основном, несомнен­но, в древнейшее время, когда город представ­лял собой передовую крепость, встречавшую врагов, подходивших по прилегающей с севера долине. На высокой скале, омываемой с двух сторон рекой и ее рукавом, путники, приближавшиеся к городу, видели над мощной стеной с бастио­нами целую линию огромных храмов, дворцов и зиккуратов. Высота наибольшего из них достигала в древности 60 м и была видна из долины за 30-40 км.

Выяснилось также, что первая столица ассирийских царей была довольно благоустроенным городом. Здесь был устроен водопровод и система канализации. Во многих жилых домах имелись ванны. В Ашшуре была и своя Дорога Процессий, по которой в новогодние празднества статуи богов несли из храмов на пристань, грузили их на священные ладьи и увозили, чтобы через несколько дней вернуть на место.

Панорама Ашшура – первой столицы Ассирии.
Начало I тыс. до н. э. Реконструкция

Самыми почитаемыми городскими храмами считались святилища бога Ашшура и богини Иштар. По мере военных успехов местных владык в город стекались награбленные в соседних странах богатства, развивались ремесла, росла торговля. Каждый царь стремился увековечить свое имя строительст­вом новых пышных храмов и дворцов, возведением неприступных укреплений, благоустройством улиц.

Тип рядовой жилой застройки Ассирии изве­стен мало. Остатки стен и вымостки дворов раскопанных домов Ашшура показывают общую с южным Двуречьем ком­позицию усадьбы с центральным двором, на который выходят обращенные к северу жилые помещения. Усадьбы обносились глухой сте­ной и входили в блочную застройку квартала. Вход в жилые комнаты устраивался на длин­ной их стороне. Этот тип жилого дома послу­жил основой композиции ассирийских дворцов.

На одном из рельефов дворца Синахериба в Ниневии изображена группа построек, веро­ятно, хозяйственных, перекрытых куполами ульевидной и сферической формы.

Для ульевидных можно предполо­жить конструкцию из плетеного тростника с обмазкой толстым слоем глины. Постройки эти показаны, по-видимому, внутри огражден­ного стеной двора. Однако остатков таких ре­альных сооружений в городах Ассирии при раскопках не обнаружено.

В IХ веке до н. э. энергичный правитель Ашшурназирпал II (884-850 гг. до н. э.) решил перенести свою столицу из древнего Ашшура в селение Нимруд (Калах), расположенное у слияния Тигра и Большого Заба. За считанные месяцы на месте старого, давно заброшенного селе­ния тысячи подневольных рабочих возвели огромный город, окруженный высокими глинобитными стенами (периметр их со­ставлял восемь километров) с многочис­ленными зубчатыми башнями.

Словно из-под земли выросли здесь пышные дворцы и храмы, ступенчатые пирамиды, лавки, ка­зармы, склады, ремесленные мастерские. Самым величественным зданием в городе обычно был царский дворец.

При планировке городов, и особенно столиц, ассирийские цари большое внимание уделяли ширине городских улиц. Сохранился, например, указ царя Синахериба об установлении ширины главной улицы Ниневии (последней столица Ассирии) в 52 локтя (около 26 метров).
Нарушители «красной линии» подвергались жестокой казни – их сажали на кол на крыше собственного дома.
  • Фортификационное искусство Ассирии (наступательное и оборонительное вооружение, оборудование крепостных стен)
Строительство городов в Ассирии было неразрывно связано с развитием фортификации – искусства возведения и осады крепостей. Поскольку это государство постоянно проводило завоевательную политику, оно внесло огромный вклад в совершенствование различных типов осадных машин. В их создании активное участие принимали и архитекторы.


Варианты ассирийских таранов с неподвижным и подвесным бревном
При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н. э.) появились и особые «инженерные» части. В их задачу входило наводить переправы и мосты через реки для колесниц и обозов, строить дороги, прорубать в лесах просеки, гатить болота, вести подкопы под стены осажденных городов, делать насыпи, чтобы штурмующие войска могли сражаться на одном уровне с осажденными. Тем самым боевые части освобождались от тяжелой «черной» работы и могли всецело заниматься своим прямым делом – воевать. Все саперные работы были теперь возложены на ополченцев, а частично на военнопленных, которых также использовали в «инженерных» войсках.

Из клинописных табличек и каменных рельефов, украшавших царские дворцы, известно, что в армии Тиглатпаласара III имелись катапульты. На рельефах IX-VIIвв. до н. э. сохранились изображения таранов.

Наиболее древние из них представляли собой четырех- или шестиколесную повозку с башней для стрелков. На повозке было укреплено бревно. Для удара по воротам вражеской крепости повозку приходилось разгонять. Сила удара зависела от массы повозки и скорости ее движения.

Однако при ударах часто ломались оси колес. Поэтому в более поздних сооружениях такого типа ударное бревно, снабженное медным наконечником в виде копья или бараньей головы, стали подвешивать на веревках или цепях к высокому деревянному каркасу, поставленному на колеса. Сверху каркас обшивался досками и покрывался сыромятной кожей или мокрыми шкурами (защита от огня).

Подвезя таран к воротам, бревно начинали раскачивать. Подвесное бревно позволяло разрушать не только основание стены или ворота, но и крепостные зубцы. Для этого их подвешивали под расчетным углам. Эффективность действия машины возросла многократно по сравнению с более древним вариантом.

Боролись с таранами двумя способами – обливали сверху горящим битумом или повреждали ударное бревно. В ассирийских крепостях широко применялись высокие платформы, башни прямоугольного сечения, «ворота смерти» и прочие защитные приспособления.

Ниневия. Фрагмент крепостной стены (нач. VII в. до н. э.)
Фортификационные постройки ассирийцев, как правило, имели богатую декоративную отделку. Это свидетельствует о высоком престиже военного искусства в этом государстве.

Форма зубцов на стенах была ступенчатой – удобной для установки метательных машин. Для защиты верха крепостных стен ассирийцы использовали вращающиеся щиты со смещенным вниз центром тяжести. Попав в такой щит, стрела и камень противника приводили его в движение. Качаясь, щит частично гасил энергию удара.

а – ступенчатые зубцы на стенах ассирийских крепостей (реконструкция);

б – «качающиеся щиты» (по О. Шуази)
  • Архитектура культовых сооружений. Храмы и зиккураты Ассирии
Строительство культовых сооружений в Ассирии, в отличие от Египта или стран Двуречья, не получило широкого развития. Отличительной особенностью храмов Ассирии было асимметричное решение святилища. Человек, допущенный в храм, мог лицезреть статую бога, пройдя вперед и повернувшись затем на 90 градусов. Статуя бога нередко завешивалась легкой прозрачной тканью (кисвой). Жреческие функции в государстве нередко исполнял сам царь или назначаемые им чиновники.

Древнейшие храмы на территории Асси­рии представляли небольшие компактные зда­ния то с продольно расположенной целлой, то с входом в продольной стене, но не по ее оси. Позже планировка храма усложняется аналогично тому, как это произошло на юге (храм Сина в Хафаджи). Уже в период первого возвышения Ассирии обязательными частями храма стали святилище, огороженный стеной двор и зиккурат (многоступенчатая башня). Иногда храм выполнялся двойным, посвященным сразу двум божествам.

Примером может служить двойной храм Ану (бог не­ба) и Ада да (бог дождя, грома и молнии), построенный в Ашшуре на рубеже XII и XI вв. до н. э.

Этот храм стоял на высо­кой платформе. В глубине вытянутого в шири­ну двора (50×29 м) были расположены два объединенных, почти одинаковых по площади святилища. Вход в каждое из них обрамлялся парой башен. Вход вел в узкий, вытянутый в поперечном направлении, зал. По всей видимости, это помещение предназначалось для молящихся. Перед ним располагалось святилище, вытянутое в уже в продольном направлении. Святилище закан­чивалось глубокой нишей, в которой могло находиться изо­бражение бога. С боков к храму примыкало два одинаковых по размерам зиккурата.

В VIII-VII веках до н. э. зиккураты Ассирии стали семиступенчатыми. Как и в странах Двуречья, они использовались жрецами для наблюдений за небом и составления гороскопов. Наиболее известен семиступенчатый зиккурат дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Его высота достигала 43 метров.

Семь ярусов этого зиккурата, по мнению многих ученых, соответствовали семи главным астральным божествам Ассирии – Солнцу, Луне и пяти планетам, видимым невооруженным глазом.

Двойной храм Анну и Адада в г.Ашшуре.
Общий вид (реконструкция)

Двойной храм Анну и Адада в Ашшуре (XII в. до н. э.).
Внутренний двор

Семиярусный зиккурат в структуре дворцового комплекса
СаргонаII в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.)

Реконструкции зиккурата в Дур-Шаррукине:
а – по Э. Кленгель-Брандт ;

Реконструкции зиккурата в Дур-Шаррукине:
б – по В. Пласу
Поклонение этим небесным божествам в истории религий именуется саббеизмомили астральными культами.

В чередовании ярусов ассирийского зиккурата, по-видимому, была представлена одна из древнейших геоцентрических моделей вселенной либо монументальный лунный календарь (7 ярусов × 4 стороны = 28 дней). Ведь, как известно, лунный месяц включает четыре лунных фазы или 28 дней (исключения случаются лишь в високосные годы). Каждое небесное светило и планета имели свою персональную окраску.

Варианты цветовой реконструкции зиккурата в Дур-Шаррукине

п/п
Божество
Цвет яруса
(по К.П. Матвееву)
Цвет яруса
(по Э. Церену)
7
Солнце
Золото
Красное золото
6
Луна
Серебро
Серебро
5
Венера
Желтый
Оранжевый
4
Меркурий
Синий
Белый
3
Марс
Ярко-красный
Красный
2
Юпитер
Темно-красный
Черный
1
Сатурн
Черный
Белый


Можно предположить, что каждый вечер дежурный жрец переставлял с одного угла зиккурата на другой какой-либо блестящий предмет (статуэтку божества, сверкающий на солнце шар или что-то аналогичное). «Движение» статуэтки осуществлялось по спирали, по ходу или против хода часовой стрелки. Обогнув за четыре дня все углы яруса, статуэтка «перескакивала» на следующий ярус, находившийся выше. К концу месяца статуэтка достигала верхнего яруса зиккурата и огибала его по периметру. Теперь возможны два варианта в развитии сюжета.

Согласно первому варианту, статуэтку могли поставить на кровлю храма, а на исходную точку (точнее, угол) в первом, нижнем ярусе зиккурата ставили вторую статуэтку, копию предыдущей. В течение очередного месяца вторая статуэтка поднималась наверх, вслед за своей предшественницей. В конце концов, она также оказывалась на кровле храма, а подъем осуществляла третья статуэтка, и так далее.

Второй вариант более «экономичен». Подъем наверх могла осуществлять одна и та же статуэтка, которая по завершении подъема возвращалась вниз, на исходный рубеж. На кровлю храма устанавливали в ряд отчетные знаки или символы, обозначавшие количество «восхождений» статуэтки (лунные месяцы). К концу года их набиралось 12 или 13 (вавилонский календарь). В любой день горожане по количеству отчетных знаков на кровле храма и по положению последней статуэтки на том или ином ярусе зиккурата мог правильно определить дату.

Архитектура ассирийских дворцов

Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могу­щества ведущую роль в архитектуре, неизмен­но носило характер подавляющей монумен­тальности, крепостной замкнутости (необходи­мой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности.

Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. ча­ще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией становит­ся Кальху (современный Нимруд), где сохра­нились остатки роскошного дворца. Раскопан­ная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг централь­ного двора.

Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе)вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частич­но искусственное возвышение всеверо-за­падном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости.

Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, зо­лотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекра­сен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикаль­но стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.

План дворца прост, помещения расположены почти симметрично; однако ан­филады отсутствуют, так как все двери сме­щены с осей. Дворец обходила длинная гале­рея, с торцовой стороны выходившая на плат­форму из нескольких ступеней.

Во дворце в Кальху мы уже встречаемся со столь харак­терными для ассирийской архитектуры скульптурными украшениями в виде плит с рельефами крылатых быков (рис. 6.12) и львов с чело­веческими головами.




Быки шеду и статуи львов
из дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (IX в. до н. э.)
Благодаря одной из них, от 879 года до н. э., мы узна­ем, что в многодневном пиршестве по случаю открытия нового дворца принимали участие 69 574 человека. 
«Счастливый люд всех стран вместе с жителями Калаха, – горделиво восклицает владыка Ассирии, – в течение 10 дней я кормил, поил, ублажал и воздал ему честь, а потом отослал всех на­зад, в их земли в мире и радости..». 
В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.

К числу наиболее сенсационных находок Мэллоуна относится коллекция тонких резных пластин из слоновой кости с позолотой и инкрустациями, которыми некогда покрывали мебель и украшали колонны и стены царского дворца.На территории древнего города ведут сейчас интенсивные исследовательские и реставрационные работы иракские архео­логи. Частично отреставрирован дворец Ашшурназирпала II. Обнаружено много новых рельефов, надписей и скульптур крылатых быков и крылатых львов, ванные комнаты со сложной системой водостоков.

Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе).
Реконструкция О. Лейарда

Тогда же был проложен специальный ка­нал – Патти-хе-галли (Поток изобилия) – из реки Большой Заб прямо в город, чтобы еще больше укрепить его и напоить водой окружающую равнину. Покровителем Калаха-Нимруда стал бог-воитель Нинурта, в честь которого строители поспешили построить самый пышный храм. В Месопотамии стены дворцов и храмов возводились из сырцового (реже – обожженного) кирпича. Камень употреблялся только для фундаментов, для внутренней облицовки стен и для изготовления статуй богов и царей.

Точно таким же образом по­ступил Ашшурназирпал II и в Нимруде. С гор на плотах по реке привезли вроде бы немало камня, но весь он ушел на скульп­турные фигуры и барельефы, украшавшие дворец и подходы к нему. Вокруг этого дворцово-храмового цент­ра, обнесенного высокой глинобитной сте­ной с башнями и обитыми медью ворота­ми, теснились дома горожан.

Превращение Калаха из захудалого поселка в пышную столицу привлекло сюда самый разнооб­разный люд. Город славился своими база­рами. Приезжие и местные купцы торговали здесь разнообразными товарами и ску­пали ассирийскую военную добычу.

Сын Ашшурназирпала II Салманасар III (859-825 гг. до н. э.) продолжал укреплять и украшать столицу. Неподалеку от старого он выстро­ил собственный дворец, использовав для этого часть материалов и украшений из об­ветшавшего отцовского жилища. Англичане раскопали часть этого дворца, где обнаружили остатки кладовых и арсенал.

Однако в VIII-VII веках до н. э. Нимруд постепенно теря­ет свое главенствующее значение. 
Столица государства переносится в Ниневию. Но окончательный удар городу наносится вра­жескими армиями Мидии и Вавилона, разгромившими в 612 году до н. э. все основ­ные центры Ассирии. Не избежал этой уча­сти и Нимруд. Он был ограблен, сожжен дотла и вскоре превратился в беспорядоч­ное нагромождение мусора, земли и кир­пича. Жизнь сюда так и не вернулась.

Особое место в архитектуре Ассирии занимает дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.).

Саргон II (722-705 гг. до н. э.), вошедший на престол в результате переворота, после блестящих военных успехов искал все же безопасности во вновь основываемой им столице-крепости Дур-Шаррукине (в переводе «крепость Саргона», ныне Хорсабад). Одновременно с постройкой царского дворца был разбит и начат постройкой новый город в виде почти правиль­ного квадрата (1780×1685 м), выросший в течение четырех лет.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине.
Реконструкция

Прежде всего, была сооружена из сырца тер­раса и крепостная стена города и дворца. Дво­рец частично выдавался за пределы квадрата, так что крепостная стена обходила его с трех сторон. Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесан­ными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены.

Особенно тщательно были укреплены углы. Общая высота стены составляла 18 метров. У противоположного, юго-западного угла горо­да находилась вторая высокая терраса с цита­делью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец, принадлежавший, очевидно, приближенным царя. Помещения этого дворца отличаются великолепной внутренней отделкой, стены их расписаны фресками; он был обору­дован ванными комнатами и уборными.

Дворец стоял на огромном глиняном массиве платформы (1350524м3), пронизанном целой системой дренажных труб и вентиляционных колодцев. На платформу вели из города мону­ментальные пандусы для въезда колесниц. Главный вход был обрамлен двумя мощными башнями и украшен внизу фигурами крыла­тых быков. Проход был перекрыт ар­кой, сложенной из трех рядов кирпича-сырца и облицованной снаружи ярко раскрашенными поливными плитками; пролет ее составляет 4,3 м при высоте замка 6,46 м. Через этот глав­ный вход и два меньших боковых можно было проникнуть на огромный квадратный, богато украшенный двор, занимавший почти целый гектар и служивший центральным ядром все­го дворца.

a – план дворца Саргона II в Дур-Шаррукине;

б – рельеф во дворце – Саргон II (справа) и его сын Синахериб (слева)
Дворец как бы вписан в город, выходя на него южным фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с двух сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения, выступала огромным бастионом за пределы городской стены. С этой стороны отлично укрепленный дворец был защищен крутым обрывом холма. Из царских покоев открывался отличный вид на реку – один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.

Дворцовый комплекс включал более 200 различных помеще­ний и 30 открытых дворов.

Расположение по­мещений почти всегда асимметрично, форма и размеры разнообразны; установить их назначение затруднительно, но они распадаются на от­четливо различимые группы. Прямо против входа у противоположной стороны двора находятся покои самого царя, за которыми лежит строго симметрично распланированная группа парадных, официальных помещений. Оси двух анфилад залов перекрещиваются на централь­ном дворе этой группы.

Справа от главного входа к квадратному двору примыкали слу­жебные помещения, а слева была расположена группа одинаково скомпонованных храмов. По­зади этой группы возвышался семиярусный зиккурат более 40 м высотой, с пандусом, об­ходившим его по спирали. Отдельно от осталь­ных помещений дворца стоял летний дворец-па­вильон типа «бит-хилани». Парадные залы бы­ли роскошно убраны. Нижнюю часть стены украшали алебастровые плиты с рельефами, выше стены были расписаны фресками, до сих пор сохраняющими свои яркие краски.

Во дворец вели два входа. Один находился в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой – по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя, и двумя боковыми. Шесть крылатых шедуохраняли центральный проезд, по два меньших размеров – боковые входы. Кроме того, фасад был украшен еще в той и другой стороны двумя гигантскими фигурами мифического царя Гильгамеша и его друга Энкиду(рис. 6.16).

а – крылатый бык шеду;

б – рельеф с изображением Гильгамеша
во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине
Поток посетителей (воинов, чиновников, слуг, рабов) вливался через боковые входы. Общая площадь дворца – 9373 м2. Впечатление величественности усиливалось еще и тем, что высокие входные врата закруглялись аркой. Эта система арок и сводов отмечена и в других частях дворца. Плоские перекрытия дворца покоились на кедровых балках, опиравшихся на сырцовые стены сравнительно узких залов. Там, где временно перекрывали открытый двор, пользовались знаменитыми тканями финикийских мастеров.


Реконструкции пальмовидных колонн
во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине
Жилая часть имела 10 дворов и более 60 помещений и переходов. Здесь сохранились наиболее обширные и великолепные залы. Центром приема был двор в 976 м2, из которого восемь дверей вели во внутренние помещения. Крылатые быки стерегли четыре главных двери. Все проходы были сводчатые, украшены рельефами из глазурованных кирпичей. Низ стен также был облицован рельефами. Здесь СаргонIIпринимал сотни посетителей.

В этой же части дворца находились царский гарем и покои наследника. Вдоль стен большого двора с одной стороны были расположены небольшие кладовые для хранения меди, железа, глазурованных кирпичей. С другой стороны находились кухни, пекарни, конюшни, помещения для колесниц.

Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и богатым убранством. Это был комплекс из шести святилищ.

Низ стены центрального двора этого комплекса был облицован глазурованным кирпичом. По синему фону были даны изображения плуга, быка, смоковницы с зелеными листьями и желтыми плодами – символа плодородия. Высокие деревянные древки, окованные металлом, на вершинах которых красовались пальмовые листья из позолоченной бронзы, стояли около дверей.

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами. В украшениях очень распространены голубые изразцовые кирпичи, по которым рассеяны белые розетки с желтой серединкой, напоминающие цветные «гвозди» некоторых архаических храмов.

Техника строительных работ во дворце вез­де на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в не­сколько слоев, с верхним настилом из керами­ческих или каменных плит, украшенных узор­ным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатка­ми и тщательно затиралась. Обычно слой ее не превышает 3-4 мм.

Необыкновенно тщатель­но уложены пороги и плиты во многих двер­ных проемах.

Сохранились на своих местах выдолбленные из базальта подпятники, на ко­торых вращались двери. Сами двери были сде­ланы из кипарисового дерева и обиты бронзой. Конструкция перекрытий в больших залах, видимо, была балочной.

В одной из надписей Саргон говорит:
«Я соорудил мощные стены, балки из больших стволов кедра положил я по­верх».
 В развалинах дворца найдены также большие куски сводчатых кирпичных пере­крытий, которыми, однако, перекрывались лишь помещения небольшого пролета.

Реконструк­ция изображает дворец без сада, но это непра­вильно. Саргон определенно указывает в своей надписи:
«Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насаждены всевозможные растения из ра­стительности Хеттской страны и всякие плоды гор».
Дворец Саргона IIявлялся одной из величественнейших построек Ассирии. Монументальность архитектурного ансамбля сочеталась с умелыми приемами озеленения террас. Зиккурат примыкал к комплексу святилищ не непосредственно, а на некотором расстоянии.

Пространство это не имело следов застройки и, очевидно, было засажено деревьями.
_________________________