Страницы

Спецэффекты. Тросы: полеты не во сне, а наяву


Первые полеты

Одним из первых кинематографистов, использовавших тросы в своей работе, был Жорж Мельес. Его актрисы летали над сценой еще в начале XX века. Вместо тросов в те времена (и довольно долго) использовали фортепьянные струны (piano wire). Их не видно в кадре, особенно если покрасить в нужный цвет и правильно осветить. Однако струны требовали особого подхода — они выдерживали довольно большой вес, если техники их нагружали постепенно, но при слишком резкой нагрузке они могли и лопнуть.

Многие десятилетия фортепьянные струны были главным инструментом Голливуда в создании иллюзии полета. Например, 16 струн держали положенный на металлические полоски ковер-самолет в фильме «Багдадский вор» 1924 года. Они же оживили летучую мышь, осьминога и прочих тварей, с которыми сталкивается персонаж картины.

Не обходилось и без трагедий. Например, в музыкальном фильме «Али Баба едет в город» в 1937 году во время репетиции сцены с ковром-самолетом техник, который должен был следить за мотором, управляющим движением ковра, отвлекся. В итоге мотор наехал на установленный на тросе ограничитель, трос лопнул, а мотор упал вниз, убив человека, вызвавшегося «отыгрывать» роль Али Бабы на репетиции. После этого сцену полета с актером Эдди Кантором не решались снимать до самого конца съемок.

Развитие технологий

Невидимые камерой тросы были основным инструментом кинематографистов до прихода цифровой эры. Приходилось думать, как спрятать устройство. Например, в фильме «2001: Космическая одиссея» актера, «отыгрывающего» невесомость, снимали снизу, тогда как кабель спрятали позади него. Эту же систему применял в своих космических фильмах еще Павел Клушанцев. Но тросы — не единственные устройства, используемые для создания иллюзии невесомости. В ход шла и металлическая штанга, тоже державшая актера сзади. Такое устройство использовали, например, на съемках дилогии «Москва-Кассиопея» Ричарда Викторова.

Более толстые и видимые тросы приходилось прятать, иногда даже прибегая к весьма сложным оптическим методам маскирования. Например, на съемках одной из сцен фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками» трос скрывали специальным отражающим инфраэкраном, что позволило потом впечатать в кадры фон, закрыв и трос.

С приходом в кино компьютера необходимость прятать тросы во время производства отпала. Операторам пришлось привыкать к новым условиям работы. Например, на съемках сцены с прыжком Терминатора на мотоцикле в картине «Терминатор 2: Судный день» трос впервые не нужно было прятать. Джеймс Кэмерон даже предложил покрасить его в ярко-оранжевый цвет, чтобы трос был четко виден для последующей обработки на компьютере. Но оператор Адам Гринберг этому воспротивился — ему было непривычно, ведь предыдущий опыт работы подсказывал, что трос нужно покрасить в синий — цвет неба. Это был первый случай стирания троса при помощи компьютера (для возвращения фонового изображения в ILM была написана программа) и восстановления лица актера вручную — покадрово.


Позже с появлением новых материалов тросы стали тоньше, и убирать их на этапе постпродакшна стало проще.

 Современные примеры

Одним из самых сложных случаев стирания тросов из кадра можно считать сцену из фильма Кристофера Нолана «Начало», где персонаж Джозефа Гордона-Левитта видит спящих в номере отеля коллег в невесомости. На съемках люди лежали на специальных креслах, поддерживаемых металлическими стержнями снизу, а тросы обеспечивали невесомость висящих в воздухе предметов реквизита. Камера в этой сцене двигается и тросы пересекают лица и другие важные объекты в кадре. Один композер работал над этим шотом 3 месяца, удаляя тросы, восстанавливая задний план и лица актеров. Кстати, именно поэтому в этом уровне сна у актрисы Эллен Пейдж волосы убраны в тугой комок — кинематографисты не могли себе позволить возиться еще и с волосами девушки в невесомости. Кстати, шнурки на ботинках мужчин были сделаны из проволоки и поэтому могли торчать в произвольном направлении.

«Начало»
2010 г., Кинофантастика/Триллер

«Начало»
2010 г., Кинофантастика/Триллер

«Начало»
2010 г., Кинофантастика/Триллер
Еще один интересный кадр с тросами был тот, в котором персонаж Джозефа Гордона-Левитта складывает своих спящих коллег в один «букет» и везет его к лифту.

 Этот кадр снимали вертикально, тросы проходили сквозь дверь вверху и выше — прорезь в декорации. Вместо людей на тросах висели куклы, сделанные по слепкам с актеров. Но тросов все равно было слишком много, и при их удалении пришлось восстанавливать не только лица, но и замятую ими одежду.

 Сегодня из кадра можно убрать не только тросы, но и целую систему поддержки актера. И примеров, когда для фильма создают специальные риги, позволяющие актеру вращаться в полете — масса.

 Но старые добрые тросы все еще в игре. Например, для фильма «Гравитация» был придуман уникальный риг с тросами, позволявший актрисе полностью имитировать условия нулевой гравитации. Дело в том, что в невесомости человек не использует свои мышцы во время парения. Но в земных условиях актерам приходится удерживать ноги и руки в нужных позициях с помощью мышц, которые напрягаются и выдают наличие тяготения. Альфонсо Куарон хотел полной правдоподобности в кадре, поэтому был сделан риг, позволявший актрисе полностью расслабиться.

Впрочем, для съемки этого фильма придумали не только риг с тросами — для имитации полета в невесомости была сконструирована целая система, состоящая из видеокуба из светодиодных экранов, специальной люльки для актеров и особого роботизированного операторского крана. Комплексная работа крана, люльки и экранов, обеспечивавших съемочную группу интерактивным светом, позволила снять быстрые вращения актеров в космосе.

Сегодня помимо тросов на съемках применяют и специальные риги, позволяющие актеру вращаться вокруг вертикальной оси, будучи подвешенным за бедра (в центре массы). Это помогает воспроизвести движения человека в невесомости. Такой риг использовали, например, в фильмах «Игра Эндера» и «Живое».


Также тросы применяют в любых сценах, когда персонажи падают или их отбрасывает взрывом — так трюки проще контролировать и обеспечивать безопасность каскадеров.