Страницы

Зачем смерть ухаживает за цветами и для чего ей нужен сад

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.


Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.


Картины финского художника-символиста Хуго Симберга «Сад смерти», изображают мрачную потустороннюю сцену в совершенно неожиданном свете.

Сопоставление скелетов (символов ужаса и смерти), а также цветов (символов спокойствия и жизни) явно может смутить зрителя.

Но неужели это произведение искусства приравнивает смерть к счастью?

И почему скелеты так заботятся о странных цветах в саду?

Мотивы «Сада Смерти» были одной из любимых тем художника.

Существует несколько версий картины, но на всех из них неизменно изображены три скелета в черных одеждах занятых поливом и уходом за различными растениями.

Скелет на переднем плане держит зеленую лейку.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

За его спиной другой скелет прижимает к груди букет синих цветов.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

На заднем плане третий скелет, изображенный спиной к зрителю, по всей видимости тоже занят какой-то задачей по уходу за садом.

Цветы, изображенные на картине, выглядят весьма странно и явно не являются реально существующими растениями.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

Вдалеке изображена тропинка ведущая в сад смерти через зеленый лес.

Принято считать, что экзотические виды растений растут медленно и требуют постоянного ухода, особенно в суровых условиях засухи. 

Скелеты с нежностью и заботой занимается растениями, чтобы они хорошо росли и обладали сильными стеблями и листьями, так же как и деревья, приведенные на втором плане изображения.

Одетые в черные плащи скелеты безусловно символизируют смерть, а растения являются человеческими душами ожидающими своей судьбы в чистилище (месте и состоянии, в котором прибывают души нуждающиеся в очищении от совершенных грехов).

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

Также столь необычный образ смерти с любовью относящейся к растениям, символизирует извечное сосуществование жизни и смерти, напоминая, что смерть является естественным уделом каждого живого организма.

Один из наиболее известных «Садов смерти», созданный Симбергом в 1904 году, украшает стену галереи собора Тампере в Финляндии. 

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Помимо прочего, художник спроектировал шесть из семи витражей собора, а также создал ряд известных произведений искусства и заслужено считается одним из самых прославленных финских символистов.

Следует отметить, что размещение подобного изображения смерти в интерьерах лютеранского собора первоначально подверглось жесткой критике так как противоречило не только иконографическим стандартам, но и традиционным представлениям. 

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904год.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

В настоящее время принято считать, что сам образ смерти как друга был создан талантливым художником, чтобы смягчить человеческий страх перед неминуемым концом.