Та
самая крышка саркофага.
©
The Trustees of the British Museum
|
Когда
сталкиваются наука, страх и суеверия, рождаются истории о сверхъестественном.
Тому пример – случай с «несчастливой мумией», которую обвиняли во всех мыслимых
и немыслимых несчастьях – начиная от смерти британского журналиста и заканчивая
крушением «Титаника».
Где
заканчиваются факты и начинается фантазия, какую роль в распространении слухов
о «проклятом» экспонате сыграла жёлтая пресса и лично Артур Конан Дойл и при
чём здесь оккультистка Елена Блаватская.
Что за «несчастливая мумия»?
«Несчастливая
мумия» – это вовсе и не мумия, а крышка от саркофага жрицы бога Амона-Ра,
которая хранится в Британском музее. Деревянная крышка выполнена в виде женщины
с руками, разведенными в стороны. По мнению специалистов, саркофаг принадлежал
женщине, жившей в эпоху XXI или XXII династии. Ее имя не установлено, но судя
по качеству отделки крышки, жрица была знатной особой. Серийный номер, который
присвоили артефакту в музее, – ЕА 22542. Длина «несчастливой мумии» – 168,5 см.
Как артефакт попал в Британский музей?
Легенда
гласит, что в 1860-х гг. четверо вчерашних выпускников Оксфорда решили
отправиться в Египет. Вместе они спустились по Нилу, а на память о путешествии
купили сувенир в Дейр эль-Бахри – тот самый саркофаг. Путешественники
вспоминали позже, что женщина, изображённая на крышке, испугала их своими
сумасшедшими и злыми глазами.
Дальше
начинается мистика. Якобы по пути домой двое путешественников умерли. Третий
вернулся в Каир, где отправился охотиться и случайно прострелил себе руку (по
другой версии, руку прострелил какой-то агрессивный египтянин). Конечность
пришлось ампутировать. Четвёртый путешественник, Артур Вилер, вернулся в
Великобританию (правда, во время путешествия он спустил в азартных играх всё
своё состояние). Потом Вилер переехал в США, а вот злосчастный артефакт оставил
своей сестре. Сестра Артура решила сфотографировать крышку саркофага в 1887
году. Но фотограф умер во время съёмки. Человек, которого попросили перевести
иероглифы на саркофаге, покончил с собой. От одной девушки, которая долго
смотрела на изображение на крышке, ушёл жених. У мужчины, который до артефакта
дотронулся, вскоре умерла мать. В общем, сувенир стали считать проклятым.
Не нужно объяснять, что всё, что вы сейчас прочитали, – смесь реальной истории с городской легендой. Тем не менее, в конце XIX и начале XX вв. вышеописанные случаи принимали за чистую монету.
По
просьбе некого мужчины (возможно, им был Артур Вилер) находку в июле 1889 года
передали Британскому музею. С тех пор как «мумия» превратилась в экспонат, ее
стали обвинять во всех трагедиях человечества. Многие жители Лондона не верили,
что саркофаг пуст: по столице ходила сплетня, что под музейным экспонатом лежит
злая древнеегипетская жрица.
Как распространился слух о проклятой жрице?
Известно,
что скептически настроенные кураторы Британского музея потешались над суеверной
публикой и рассказывали истории о проклятии на званых вечерах и других
мероприятиях. Охранники шутили, что по ночам «из саркофага что-то вылезает и
кричит». А в 1904 году молодой, амбициозный и беспринципный журналист Бертрам
Флетчер Робинсон опубликовал статью на первой странице газеты Daily Express под
названием «Жрица смерти». «Совершенно точно, что в XX веке египтяне обладают
огромной силой, над которой мы можем смеяться, но которой мы никогда не
поймём», – писал горе-журналист в статье. Общественность прочитала заметку – и
понеслось: в редакцию ежедневно приходили многочисленные письма от мужчин и
женщин, которые «сходили посмотреть на саркофаг» – и сразу после этого с ними
начали происходить несчастья. Кто-то споткнулся на улице, кто-то разбил любимое
зеркало, у кого-то внезапно заболела собака.
Три
года спустя Робинсон внезапно умер от лихорадки, а его друзья немедленно
решили, что смерть журналиста связана с проклятием жрицы. «В последний раз,
когда я видел его перед смертью, он рассказал мне замечательную историю о том,
что все, кто имел дело с древнеегипетской мумией, умирали», – написал Арчибальд
Маршалл, британский писатель и журналист.
Сам
Артур Конан Дойл, подаривший миру Шерлока Холмса, вспоминал, что просил
Робинсона не связываться с «проклятой жрицей». «Тем не менее, Робинсон настоял
на своём, и вот он умер… Я говорил ему, что он искушает судьбу, но он был
очарован и не смог успокоиться», – писал Дойл. По мнению писателя, «мумия»
убила журналиста именно с помощью болезни. «Причина смерти – тифоидная
лихорадка, – писал Дойл. – Но именно так «элементы», которые охраняют мумию,
поступают с людьми». Конан Дойл был человеком своей эпохи, и не избежал влияния
спиритизма и мистики.
Благодаря стараниям прессы список «погибших» из-за проклятия древней жрицы рос с каждым годом. С людьми, которые рисовали мумию, якобы происходили несчастные случаи: какая-то леди упала с лестницы, один капитан обанкротился, а некий физик рассказал, что мумия охотилась за ним несколько недель.
Благодаря стараниям прессы список «погибших» из-за проклятия древней жрицы рос с каждым годом. С людьми, которые рисовали мумию, якобы происходили несчастные случаи: какая-то леди упала с лестницы, один капитан обанкротился, а некий физик рассказал, что мумия охотилась за ним несколько недель.
Как мумия «оказалась» на «Титанике»?
Барбара
Миккельсон, обозреватель популярного скептического ресурса Snopes, пишет, что к
созданию легенды приложили руку еще двое англичан – Уильям Стед и Дуглас
Мюррей.
Уильям
Стед был не только известным журналистом, его называют отцом-основателем жанра
интервью и пионером журналистских расследований. Этот незаурядный человек
пропагандировал либеральные ценности, был борцом за мир, выступал против
детской проституции, но – увы – увлекался мистикой и спиритизмом. Стед
консультировался у медиумов, общался с потусторонним миром с помощью «автоматического
письма» и даже вёл спиритический журнал «Пограничная область».
О
втором нашем герое, Дуласе Мюррее, известно немного – его называли египтологом,
но с высокой вероятностью Мюррей им не был.
Стед
и Мюррей сочинили жуткую историю про некую мумию, которую якобы доставили в
Англию и разместили в гостиной их знакомого. На следующее утро всё, что можно
было сломать в помещении, было сломано. Мумию перенесли в другую комнату, потом
в третью, но каждый раз это приводило к новым разрушениям. Везде, где появлялась
мумия, начинались болезни, смерть и хаос.
Спустя
некоторое время два фантазёра посетили египетский зал Британского музея, где
лицезрели ту самую крышку саркофага. Тогда они придумали еще одну легенду: мол,
выражение ужаса на лице, украшающем крышку, говорит о том, что обитатель
саркофага умер в страшных мучениях, а его дух теперь блуждает по миру. Эту
байку они скормили репортёрам, которые были рады растиражировать любую
сенсацию, ничуть не беспокоясь о ее правдивости. В итоге обе истории соединились
вместе, и именно так «крышка жрицы Амона» стала той самой мумией, которая сеет
хаос и несчастья.
Новый
виток истории начался после того, как в 1912 году Уильям Стед, собираясь на
конференцию в США, ступил на борт «Титаника». Пишут, что на корабле Стед развлекал
пассажиров своей любимой байкой про мумию, причем начал ее рассказывать за
обедом 12 апреля, а завершил после полуночи 13-го. 15 апреля «Титаник» затонул.
Во время крушения Стед помогал сажать в шлюпки женщин и детей, но самому ему
спастись не удалось. Позднее один из выживших пассажиров поведал журналистам о
жутком рассказе Стеда. А дальше стараниями репортеров эта деталь выросла в
историю о том, будто сама мумия плыла на борту злосчастного лайнера.
Якобы
Британский музей был так озабочен несчастьями, связанными с «мумией», что решил
избавиться от нее и продал проклятую крышку американцу, а тот, конечно, решил
отправить трофей в США на «Титанике». Естественно, «проклятая жрица» в трюме
«Титаника» привела его к неминуемой гибели. В более поздней версии легенда
имела продолжение. После катастрофы американский владелец дал взятку, чтобы
«мумию» поместили в одну из шлюпок Титаника. Далее «жрицу Амона» тайно,
контрабандой на борту корабля, подобравшего выживших пассажиров, доставили в
Нью-Йорк. Мумия продолжала хулиганить и в Штатах. После ее перевезли в Канаду,
и, наконец, в 1914 году отправили обратно в Англию. Да не как-нибудь, а на
борту «Empress of Ireland» – ещё одного огромного пассажирского лайнера. Нет
ничего удивительного, что с таким пассажиром на борту корабль не мог завершить
рейс благополучно – столкнулся с норвежским грузовым судном и затонул, причем
так быстро, что из 40 шлюпок удалось спустить на воду только 7. Утонуло более
1000 человек. Тем не менее, «мумия» каким-то образом вернулась в Британский
музей, где и пребывает до сих пор.
Странно! Сотрудники Британского музея утверждают, что с конца XIX века и до 1990 года артефакт ни разу не вывозили из музея. Но мы-то знаем!
Нужно
понимать, что настроения в Великобритании начала XX столетия способствовали
рождению и распространению такой легенды. На рубеже веков наука воевала с
суевериями. Спиритизм владел умами. Ловкие мошенники – медиумы – морочили
голову даже образованной публике. А ещё шла Первая мировая война, в которой
участвовал и Египет. Нетрудно догадаться, что причиной этой грандиозной драмы
кое-кто считал «проклятую жрицу». В дальнейшем мумия «мстила» и за оккупацию
Египта войсками Великобритании. Конечно, ключевую роль в распространении мифа
сыграла жёлтая пресса, переживавшая бум. В то время публика обожала истории про
привидений и монстров. На них-то и наживались журналисты: заметка «Жрица
смерти» стала первой среди сотни подобных. Вот характерные заголовки,
украшавшие первые полосы газет: «Призрак мумии охотится в Британском музее»,
«Мумия уже много лет устраивает катастрофы».
Эпопея
со жрицей утихла в 1923 году. Догадываетесь, почему? Правильно. В Каире умер
египтолог Джордж Карнарвон, и пресса переключилась на новую сплетню – на сей
раз о проклятии гробницы Тутанхамона. Как оказалось, фараон, погибший во цвете
лет, заинтересовал публику больше, чем безымянная жрица Амона-Ра.
Что сотрудники музея говорят об экспонате?
Согласно
сайту Британского музея, ни одна из мистических историй про «мумию» не
соответствует действительности (интересно, что на сайте упомянут и скандально
известный мистик Елена Блаватская, которая видела в саркофаге дьявольскую
сущность). Однако именно эти истории привлекли интерес к артефакту – туристы до
сих пор окружают его особым вниманием. Сотрудники музея пишут, что, очевидно,
сама мумия навсегда потеряна где-то в Египте, а на гробе, к сожалению, нет
никаких опознавательных знаков, с помощью которых можно было бы найти «ту самую
жрицу».
Если
же вы захотите лично посмотреть на проклятую крышку – нет проблем! «Мумия», как
ни в чем бывало, по-прежнему находится в египетском зале Британского музея, как
это было 100 лет назад, когда про нее сочиняли небылицы.