Страницы

Как мумия потопила «Титаник», оставаясь в Британском музее


Та самая крышка саркофага.
© The Trustees of the British Museum

Когда сталкиваются наука, страх и суеверия, рождаются истории о сверхъестественном. Тому пример – случай с «несчастливой мумией», которую обвиняли во всех мыслимых и немыслимых несчастьях – начиная от смерти британского журналиста и заканчивая крушением «Титаника».
Где заканчиваются факты и начинается фантазия, какую роль в распространении слухов о «проклятом» экспонате сыграла жёлтая пресса и лично Артур Конан Дойл и при чём здесь оккультистка Елена Блаватская.

Что за «несчастливая мумия»?

«Несчастливая мумия» – это вовсе и не мумия, а крышка от саркофага жрицы бога Амона-Ра, которая хранится в Британском музее. Деревянная крышка выполнена в виде женщины с руками, разведенными в стороны. По мнению специалистов, саркофаг принадлежал женщине, жившей в эпоху XXI или XXII династии. Ее имя не установлено, но судя по качеству отделки крышки, жрица была знатной особой. Серийный номер, который присвоили артефакту в музее, – ЕА 22542. Длина «несчастливой мумии» – 168,5 см.

Как артефакт попал в Британский музей?

Легенда гласит, что в 1860-х гг. четверо вчерашних выпускников Оксфорда решили отправиться в Египет. Вместе они спустились по Нилу, а на память о путешествии купили сувенир в Дейр эль-Бахри – тот самый саркофаг. Путешественники вспоминали позже, что женщина, изображённая на крышке, испугала их своими сумасшедшими и злыми глазами.

Дальше начинается мистика. Якобы по пути домой двое путешественников умерли. Третий вернулся в Каир, где отправился охотиться и случайно прострелил себе руку (по другой версии, руку прострелил какой-то агрессивный египтянин). Конечность пришлось ампутировать. Четвёртый путешественник, Артур Вилер, вернулся в Великобританию (правда, во время путешествия он спустил в азартных играх всё своё состояние). Потом Вилер переехал в США, а вот злосчастный артефакт оставил своей сестре. Сестра Артура решила сфотографировать крышку саркофага в 1887 году. Но фотограф умер во время съёмки. Человек, которого попросили перевести иероглифы на саркофаге, покончил с собой. От одной девушки, которая долго смотрела на изображение на крышке, ушёл жених. У мужчины, который до артефакта дотронулся, вскоре умерла мать. В общем, сувенир стали считать проклятым.
Не нужно объяснять, что всё, что вы сейчас прочитали, – смесь реальной истории с городской легендой. Тем не менее, в конце XIX и начале XX вв. вышеописанные случаи принимали за чистую монету.
По просьбе некого мужчины (возможно, им был Артур Вилер) находку в июле 1889 года передали Британскому музею. С тех пор как «мумия» превратилась в экспонат, ее стали обвинять во всех трагедиях человечества. Многие жители Лондона не верили, что саркофаг пуст: по столице ходила сплетня, что под музейным экспонатом лежит злая древнеегипетская жрица.

Как распространился слух о проклятой жрице?

Известно, что скептически настроенные кураторы Британского музея потешались над суеверной публикой и рассказывали истории о проклятии на званых вечерах и других мероприятиях. Охранники шутили, что по ночам «из саркофага что-то вылезает и кричит». А в 1904 году молодой, амбициозный и беспринципный журналист Бертрам Флетчер Робинсон опубликовал статью на первой странице газеты Daily Express под названием «Жрица смерти». «Совершенно точно, что в XX веке египтяне обладают огромной силой, над которой мы можем смеяться, но которой мы никогда не поймём», – писал горе-журналист в статье. Общественность прочитала заметку – и понеслось: в редакцию ежедневно приходили многочисленные письма от мужчин и женщин, которые «сходили посмотреть на саркофаг» – и сразу после этого с ними начали происходить несчастья. Кто-то споткнулся на улице, кто-то разбил любимое зеркало, у кого-то внезапно заболела собака.

Три года спустя Робинсон внезапно умер от лихорадки, а его друзья немедленно решили, что смерть журналиста связана с проклятием жрицы. «В последний раз, когда я видел его перед смертью, он рассказал мне замечательную историю о том, что все, кто имел дело с древнеегипетской мумией, умирали», – написал Арчибальд Маршалл, британский писатель и журналист.

Сам Артур Конан Дойл, подаривший миру Шерлока Холмса, вспоминал, что просил Робинсона не связываться с «проклятой жрицей». «Тем не менее, Робинсон настоял на своём, и вот он умер… Я говорил ему, что он искушает судьбу, но он был очарован и не смог успокоиться», – писал Дойл. По мнению писателя, «мумия» убила журналиста именно с помощью болезни. «Причина смерти – тифоидная лихорадка, – писал Дойл. – Но именно так «элементы», которые охраняют мумию, поступают с людьми». Конан Дойл был человеком своей эпохи, и не избежал влияния спиритизма и мистики.

Благодаря стараниям прессы список «погибших» из-за проклятия древней жрицы рос с каждым годом. С людьми, которые рисовали мумию, якобы происходили несчастные случаи: какая-то леди упала с лестницы, один капитан обанкротился, а некий физик рассказал, что мумия охотилась за ним несколько недель.

Как мумия «оказалась» на «Титанике»?

Барбара Миккельсон, обозреватель популярного скептического ресурса Snopes, пишет, что к созданию легенды приложили руку еще двое англичан – Уильям Стед и Дуглас Мюррей.

Уильям Стед был не только известным журналистом, его называют отцом-основателем жанра интервью и пионером журналистских расследований. Этот незаурядный человек пропагандировал либеральные ценности, был борцом за мир, выступал против детской проституции, но – увы – увлекался мистикой и спиритизмом. Стед консультировался у медиумов, общался с потусторонним миром с помощью «автоматического письма» и даже вёл спиритический журнал «Пограничная область».

О втором нашем герое, Дуласе Мюррее, известно немного – его называли египтологом, но с высокой вероятностью Мюррей им не был.

Стед и Мюррей сочинили жуткую историю про некую мумию, которую якобы доставили в Англию и разместили в гостиной их знакомого. На следующее утро всё, что можно было сломать в помещении, было сломано. Мумию перенесли в другую комнату, потом в третью, но каждый раз это приводило к новым разрушениям. Везде, где появлялась мумия, начинались болезни, смерть и хаос.

Спустя некоторое время два фантазёра посетили египетский зал Британского музея, где лицезрели ту самую крышку саркофага. Тогда они придумали еще одну легенду: мол, выражение ужаса на лице, украшающем крышку, говорит о том, что обитатель саркофага умер в страшных мучениях, а его дух теперь блуждает по миру. Эту байку они скормили репортёрам, которые были рады растиражировать любую сенсацию, ничуть не беспокоясь о ее правдивости. В итоге обе истории соединились вместе, и именно так «крышка жрицы Амона» стала той самой мумией, которая сеет хаос и несчастья.

Новый виток истории начался после того, как в 1912 году Уильям Стед, собираясь на конференцию в США, ступил на борт «Титаника». Пишут, что на корабле Стед развлекал пассажиров своей любимой байкой про мумию, причем начал ее рассказывать за обедом 12 апреля, а завершил после полуночи 13-го. 15 апреля «Титаник» затонул. Во время крушения Стед помогал сажать в шлюпки женщин и детей, но самому ему спастись не удалось. Позднее один из выживших пассажиров поведал журналистам о жутком рассказе Стеда. А дальше стараниями репортеров эта деталь выросла в историю о том, будто сама мумия плыла на борту злосчастного лайнера.

Якобы Британский музей был так озабочен несчастьями, связанными с «мумией», что решил избавиться от нее и продал проклятую крышку американцу, а тот, конечно, решил отправить трофей в США на «Титанике». Естественно, «проклятая жрица» в трюме «Титаника» привела его к неминуемой гибели. В более поздней версии легенда имела продолжение. После катастрофы американский владелец дал взятку, чтобы «мумию» поместили в одну из шлюпок Титаника. Далее «жрицу Амона» тайно, контрабандой на борту корабля, подобравшего выживших пассажиров, доставили в Нью-Йорк. Мумия продолжала хулиганить и в Штатах. После ее перевезли в Канаду, и, наконец, в 1914 году отправили обратно в Англию. Да не как-нибудь, а на борту «Empress of Ireland» – ещё одного огромного пассажирского лайнера. Нет ничего удивительного, что с таким пассажиром на борту корабль не мог завершить рейс благополучно – столкнулся с норвежским грузовым судном и затонул, причем так быстро, что из 40 шлюпок удалось спустить на воду только 7. Утонуло более 1000 человек. Тем не менее, «мумия» каким-то образом вернулась в Британский музей, где и пребывает до сих пор.
Странно! Сотрудники Британского музея утверждают, что с конца XIX века и до 1990 года артефакт ни разу не вывозили из музея. Но мы-то знаем!
Нужно понимать, что настроения в Великобритании начала XX столетия способствовали рождению и распространению такой легенды. На рубеже веков наука воевала с суевериями. Спиритизм владел умами. Ловкие мошенники – медиумы – морочили голову даже образованной публике. А ещё шла Первая мировая война, в которой участвовал и Египет. Нетрудно догадаться, что причиной этой грандиозной драмы кое-кто считал «проклятую жрицу». В дальнейшем мумия «мстила» и за оккупацию Египта войсками Великобритании. Конечно, ключевую роль в распространении мифа сыграла жёлтая пресса, переживавшая бум. В то время публика обожала истории про привидений и монстров. На них-то и наживались журналисты: заметка «Жрица смерти» стала первой среди сотни подобных. Вот характерные заголовки, украшавшие первые полосы газет: «Призрак мумии охотится в Британском музее», «Мумия уже много лет устраивает катастрофы».

Эпопея со жрицей утихла в 1923 году. Догадываетесь, почему? Правильно. В Каире умер египтолог Джордж Карнарвон, и пресса переключилась на новую сплетню – на сей раз о проклятии гробницы Тутанхамона. Как оказалось, фараон, погибший во цвете лет, заинтересовал публику больше, чем безымянная жрица Амона-Ра.

Что сотрудники музея говорят об экспонате?

Согласно сайту Британского музея, ни одна из мистических историй про «мумию» не соответствует действительности (интересно, что на сайте упомянут и скандально известный мистик Елена Блаватская, которая видела в саркофаге дьявольскую сущность). Однако именно эти истории привлекли интерес к артефакту – туристы до сих пор окружают его особым вниманием. Сотрудники музея пишут, что, очевидно, сама мумия навсегда потеряна где-то в Египте, а на гробе, к сожалению, нет никаких опознавательных знаков, с помощью которых можно было бы найти «ту самую жрицу».

Если же вы захотите лично посмотреть на проклятую крышку – нет проблем! «Мумия», как ни в чем бывало, по-прежнему находится в египетском зале Британского музея, как это было 100 лет назад, когда про нее сочиняли небылицы.