Страницы

Древнеегипетские мумии животных оказались фальшивкой

Исследования музея и университета Манчестера показали: всего третья часть из изученных мумий животных содержит внутри себя настоящие и полные останки различных зверей. В остальных хранятся либо часть останков, либо всякие другие предметы — грязь, тростник, яичная скорлупа и перья.

Совместный проект музея и университета Манчестера показал: всего треть из изученных мумий животных содержит внутри настоящие полные останки различных зверей. В остальных хранятся либо частичные останки, либо всякий хлам — грязь, тростник, яичная скорлупа и перья.

Исследователи полагают, что объяснение кроется в огромной популярности мумий животных. Даже несмотря на то, что в Древнем Египте животные специально выращивались для мумификации, вероятно, спрос на мумии домашних любимцев, имевшие религиозную значимость, всё равно превышал предложение.

Более 800 мумий (от мумий кошек до мумий крокодилов) были проанализированы с помощью рентгеновских лучей и компьютерной томографии. Около трети из них содержали полные останки животных, причём на удивление хорошо сохранившиеся. Ещё треть содержала частичные останки. Остальные же были пустыми.

"Открытие оказалось для нас неожиданностью, – комментирует доктор Лидия МакНайт (Lidija McKnight) из Манчестерского университета. – Мы знали, что не все мумии животных содержат подлинные останки, но среди исследованных нами около трети не содержали останков в принципе. Вместо этого они были заполнены посторонними предметами — в основном органическим материалом, грязью, деревяшками, камышом, а также яичной скорлупой и перьями — связанными в некотором роде с животными, конечно, но всё же не самими животными".

Если мумии людей создавались для того, чтобы сохранить тело для загробной жизни, то в мумии животных вкладывался религиозный смысл, отмечают историки.

"Мы знаем, что египтяне поклонялись зооморфным богам, так что мумия животного в некотором роде помогала обеспечить связь умершего с миром богов, – объясняет доктор Кэмпбелл Прайс (Campbell Price), куратор отдела Египта и Судана в Манчестерском музее, который в настоящий момент занимается организацией выставки мумий животных. – Если проводить современные аналогии, то поднести усопшему в подарок мумию животного, всё равно что нынче поставить свечу в церкви. Поминавшему приходилось идти в специальное место, где продавались животные для мумификации, затем отдавать мумию жрецу, который хоронил несколько мумий вместе".

Раскопки показали, что спрос на такого рода "святые дары" был достаточно высоким. На территории Египта археологи обнаружили около 30 обширных катакомб, от пола до потока заполненных миллионами мумий. Каждая такая общая могила принадлежала какому-то одному животному: кошкам, собакам, крокодилам, птицам ибисам или обезьянам. В целом, по подсчётам учёным, древние египтяне мумифицировали до 70 миллионов животных.

"Масштабы мумификации животных были огромны: это явление продолжалось примерно с 800 года до нашей эры до римского периода, – рассказывает доктор Прайс. – Можно сказать, оно легло в основу целой промышленности: множество животных выращивались и убивались, причём убивали их совсем маленькими".

Очевидно, что "масштабов производства" всё равно не было достаточно для удовлетворения спроса. Однако, вполне возможно, что это не было своего рода аферой, и паломники знали о том, что они хоронят не полное существо.

"Даже мумифицированные частички животных или связанные с ними материалы, будь то материал для гнездования или яичная скорлупа, имели для древних египтян религиозную значимость, – считает МакНайт. – Таким образом это вряд ли были подделки: служители использовали всё, что могли найти. И часто самые красиво оформленные мумии не содержат внутри себя останков настоящих животных".