Страницы

Популяризация управляемым падением


Wikimedia Commons
О человеке, который первым спрыгнул с километровой высоты и остался жив, о человеке, который совершил первый полет на воздушном шаре в России, и о роли женщин в популяризации воздухоплавания.
Более 200 лет назад Андре-Жак Гарнерен совершил
первый прыжок с парашютом с воздушного шара

Более 200 лет назад в воздух над Парижем взмыл воздушный шар, наполненный водородом. В самом этом событии не было ничего необычного, поскольку первый полет братья Монгольфье совершили еще 14 лет назад. На этот раз, однако, между шаром и корзиной свисало нечто странное. Когда шар поднялся почти на километр (если быть точными, то 3200 футов, или 975 метров), пилот шара, Андре-Жак Гарнерен… перерезал трос и полетел с корзиной вниз. Тотчас над ним раскрылся огромный купол — именно сложенным парашютом оказалось то самое «странное», висевшее под корзиной. Несмотря на то, что из-за сделанной Гарнереном ошибки (он не проделал в центре парашюта отверстия для прохода воздуха) его нещадно крутило, воздухоплаватель благополучно приземлился в парке Монсо примерно в километре от места старта. Так началась эпоха парашюта, «предотвращающего падение».


Прыжок Гарнерена. Иллюстрация XIX века
Wikimedia Commons
Гарнерен был коренным парижанином. Он родился 31 января 1769 года. Когда ему исполнилось 24, он попал в плен к австрийцам – в разгаре были революционные войны. И уже тогда он мечтал удрать из плена по воздуху (помните, потом эту идею использует Жюль Верн в «Таинственном острове»). Почему так произошло, становится понятно, если узнать, кто был профессором у студента Гарнерена. Им был некто Жак Шарль, который в том же 1783 году, немного позже помощников братьев Монгольфье, совершил полет на воздушном шаре, который поднимал в небо не горячий воздух, а водород. Именно с тех пор водородные шары называются шарльерами.


Жак Шарль
Wikimedia Commons
С тех пор наш герой стал активно интересоваться воздухоплаванием и проблемой спасения пилота воздушного шара в случае аварии. Так он пришел к идее парашюта, который представлял собой, по сути, гигантский раскрывающийся зонт.

После успешного эксперимента Гарнерен стал знаменитостью и приложил все свои усилия для популяризации парашюта и воздухоплавания. В том же 1797 году он совершил несколько новых прыжков, а заодно объявил, что в следующем году он впервые в истории поднимет в воздух женщину, и объявил конкурс. Вот она, сила рекламы: к тому времени уже несколько женщин совершили полет на воздушном шаре (20 мая 1784 года несколько знатных дам поднимались над Парижем на привязном аэростате, а 4 июня того же года госпожа Элизабет Тибль поднялась в небо без привязи), однако запомнилась именно «гражданка Анри» — история сохранила только фамилию девушки, которую отобрал Гарнерен для «выставочного полета» 8 июля 1798 года.


Полет гражданки Анри
Wikimedia Commons
Впрочем, более известна другая женщина в жизни Гарнерена. Его жена (бывшая его студентка), Жанна-Женевьева, в девичестве Лабросс, совершила свой первый полет 10 ноября 1798 года, а менее года спустя, 12 октября 1799 года, стала первой в мире женщиной-парашютисткой, спрыгнув с шара с высоты 900 метров. Надо отдать должное Гарнерену: патент на парашют он зарегистрировал на себя и свою молодую жену.

Францией супруги не ограничились, они делали выставочные полеты и прыжки по всей Европе. Во время одного из них, в Англии, Гарнерен спрыгнул с высоты 8000 футов (2438 метров).


Супруги Гарнерен
Wikimedia Commons
Нельзя, конечно, не отметить и роль нашего героя в развитии воздухоплавания в нашей стране. После изобретения Монгольфье Екатерина II запретила полеты воздушных шаров. И как-то до начала XIX века желающих особо не находилось. Супруги Гарнерен прибыли в Россию в 1803 году по приглашению нового императора, Александра I. 20 июня 1803 года состоялся первый зарегистрированный в России полет на воздушном шаре: в Петербурге в небо поднялись Гарнерен и его жена. 30 июля по повелению Александра в небо вместе с Гарнереном в небо поднялся генерал Сергей Львов, герой Очакова, ставший первым русским воздухоплавателем.

8 мая следующего года с Гарнереном поднялась в небо первая русская женщина-воздухоплаватель, княгиня Прасковья Гагарина. В тот же день вместе с Жанной-Женевьевой Гарнерен поднялась в воздух Александра Турчанинова (часто эти два полета «сливаются» вместе, и Гагарина и Турчанинова летят вместе).

На шаре конструкции Гарнерена состоялся и первый научный полет в России: 30 июня 1804 года некий француз Робертсон и Яков Дмитриевич Захаров совершили полет, чтобы изучить «влияние высоты на увеличение или уменьшение магнитной силы, а также увеличение или уменьшение нагревательной силы солнечных лучей».

Сам же Гарнерен трудился не покладая рук над развитием воздухоплавания до 1823 года, когда он погиб в результате глупого несчастного случая: при создании очередного воздушного шара упавшая деревянная балка проломила ему голову. Так преждевременно завершился путь человека, сделавшего очень много для того, чтобы открыть путь людям в небо и сделать его безопасным.