Страницы

Каким был леший в представлениях славян? Как наши предки объясняли его происхождение?


Рисунок Н. Брута с обложки журнала «Леший», 1906 год.
Ле́ший (белор. лясу́н, лесаві́к, укр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных наименований) — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян.* Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.
_______________________

*  Восточнославянские племена - группа славянских племен, расположенная на территории современной Украины, России и Беларуси, предками которых были анты и дулебы (волыняне), они проживали на территории между Карпатами, Припятью и Средним Приднепровьем. Археологическими исследованиями прослеживается связь от населения пражской культуры V-VII веков. Расселение этих людей и их непосредственных потомков, носителей лука-райковецкой культуры, в разных направлениях, дало возможность возникновения в VI-IX веках южной, западной и восточной ветви славян.

_______________________

В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку. По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.

Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Считалось, что избавиться от лешего можно при помощи или молитвы, или матерной брани, оберегов и других средств. Чтобы снять его чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил.  Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.
 

Судачили, будто у лешего постоянно в волосах листва. И в этом изображение лешего поразительно напоминает так называемого зеленого человека, которое периодически можно увидеть в средневековом декоре. Например, колонны могут быть украшены лицом, обрамленным листьями, и листья могут торчать у него не только из волос и бороды, но даже и высовываться изо рта.

Специалисты считают, что зеленый человек - это универсальный образ для множества народов, некое вегетативное божество, символизирующее природу - ее тайны, животную силу и необузданную сексуальность. Каждый народ осмысливал образ зеленого человека по-своему, но общие черты сохраняются без изменений. Если говорить о сексуальности, то здесь нельзя не упомянуть о том, что лешие, например, часто воровали обычных женщин как раз с целью плотских утех. Но об этом - чуть позже. А пока вернемся ко внешности лешего.

По чести сказать, во многих сказках леший так и остается невидимым, давая знать о себе лишь звуками: хлопаньем, уханьем, свистом, щелканьем и воплями. Охотники говорили: если услышишь что-то подобное вокруг своей стоянки - беги и не оглядывайся, бросая все: лишь бы ноги унести от лесного хозяина. Раз шумит - значит не в настроении. Или, наоборот, в настроении поиграть с людьми - запутать их и заставить блуждать по лесу. В любом случае - не к добру.


Однако бывало и так, что леший пребывал в благостном расположении духа, и в такие моменты подходил к охотничьему костру, чтобы сесть и погреться. Правда, лицо он от пламени отворачивал: то ли непривычный свет резал глаза, то ли он боялся быть узнанным по зеленой бороде и волосам. Впрочем, есть ряд русских сказок, где о зеленых глазах, зеленых волосах и гигантском росте ни слова. В одной из них леший описывается как обычный молодой мужчина, только абсолютно седой. Вот что говорит сказка:

"Шел по лесу охотник и видит - на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, с лаптями ковыряется и временами грозит месяцу, чтоб тот с неба светил ярче. Дивно стало охотнику: отчего так, думает, собою мужик еще молодец, а волосом как лунь сед? Только подумал это, а тот словно мысль его угадал. "Оттого, - говорит, - я и сед, что чертов дед!"

То есть лешие, безусловно, были существами нечистыми, демоническими. Об их происхождении есть ряд версий. Одна из них, записанная в Вологодской губернии, гласит, что лешие появились чуть позже, чем люди. Сначала на свете были только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но человека не вышло, а вышел черт. Сатана старался, но результат оставался все тем же.

Когда Бог заметил, чем занимается дьявол, тот уже успел наклепать несколько чертей. Всевышний рассердился и велел архангелу Гавриилу свергнуть Сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил исполнил приказ, и бесы посыпались вниз. Кто-то упал в ад, кто-то - в воду и стал водяным, а кто-то - в лес и превратился в лешего.

Белорусский вариант интереснее: мол, Адам и Ева произвели на свет 12 пар детей, но, когда Бог попросил показать потомство, отчего-то представили вседержителю только 6 пар ребятишек, а остальных спрятали в чаще. В итоге от шестерых представленных Богу пар пошло человечество, а от спрятанных - нечисть.

Свою легенду о леших имеют и коренные народы, населяющие Сибирь. Например, манси считали, что когда боги творили людей, они использовали глину и лиственницу. Глиняные фигуры стали людьми - век их недолог: когда им жарко, из них выступает вода (то есть пот), а если их бросить в воду - тонут. Других людей боги сделали из лиственницы. Они получились крепкими и не тонущими в воде. Но как только боги закончили работу, люди из лиственницы тут же разбежались по лесам, и их стали звать мэнквами, лешими.

Что касается быта и привычек, то здесь у леших все, как у людей, - в том смысле, что кому-то из них, если верить сказкам, нравилось одиночество, а кто-то предпочитал обзаводиться семьей и обширным потомством. Селились и те, и другие в еловых чащах, от людей подальше. Некоторые имели прочные связи с соседями - с водяными или с такими же лешими. С водяными могли дружить, а могли и драться, а вот с себе подобными отношения поддерживали хорошие.

Любили, например, перекинуться в картишки. Но поскольку деньги их не интересовали, то ставкой в игре были белки, зайцы, волки и прочие животные, кроме медведей. Косолапый пользовался у лешего большим уважением. Если лешему удавалось найти вино, то он всегда наливал и медведю, который считался животным непростым и даже волшебным. Впрочем, об этом уже рассказывалось в одной из предыдущих программ. Что же касается карточной игры на стада зайцев и белок, то, видимо, так люди пробовали осмыслить миграционные процессы, которые происходят среди животных.

К слову сказать, полного и рационального объяснения, отчего животные вдруг снимаются с места и меняют ареал обитания, наука до сих пор не предоставила. Наши предки объясняли это просто: мол, один леший другому в карты проиграл, вот зверье в другой лес и ушло. Так или иначе, лешего рисовали как полновластного хозяина всего живого в лесу. И оттого люди, которые промышляли охотой или выпасом скота, старались лешего задобрить: клали на пни еду или ставили бутылку вина, чтобы тот загонял в силки дичь и берег коров от волков.

В качестве спутниц лешие могли избирать так называемых леших баб - их описывают такими же зеленоволосыми, как и леших. А еще мохнатыми, морщинистыми и с обвисшей грудью - видимо, житье в чаще никого не красит. Отталкивающая внешность леших женщин объясняет, отчего лесовики охотились за женщинами человеческими. Они с удовольствием утаскивали девушек к себе, и те дичали, нередко забывая человеческую речь.

Воровали не только девушек, но и детей - тех брали на воспитание и растили как собственных детенышей.



Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

Большую часть времени лншие ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

В основном леший добрый и заботливый хозяин леса: часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.

Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество.

Лешие — существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают «уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира.