Незадолго до того, как
дочери коллекционера и мецената маркиза Арконати (1592–1648) постриглись в
монахини, были написаны их портреты в роскошных одеяниях. Историк костюма
Марьяна Скуратовская о модных тенденциях конца XVII века на примере наряда
графини Розы Арконати.
Колода тасуется
причудливо - в моей любимой книге по испанскому костюму есть чудесный портрет
некоей дамы, а в каталогах "Сотбис" к нему нашёлся парный, её сестры,
графини Розы Арконати, ставшей аббатисой монастыря Марии Магдалины,
Джузеппой-Марией.
Высокая модная причёска
в несколько этажей, украшенная рядами узорчатых лент, жемчугом и шпильками с
драгоценными камнями, и кокетливо ниспадающие на плечи локоны. Вероятно, без
шиньонов и каркаса дело не обошлось.
Скорее всего, на Розе
модное платье "мантуя", в котором лиф соединён с юбкой. Такой костюм
был распашным, так что либо в получившемся вырезе на груди виднелся корсет
(тогда корсет делали нарядным), либо вырез закрывался накладным
"стомаком". Возможно, здесь как раз такой вариант.
Рукава короткие,
подвёрнутые, и на получившихся отворотах - это не сразу бросается в глаза -
броши, того же типа, что и крупное украшение на груди. Из под них виднеются ещё
одни рукава, другой расцветки (и, заметим, не той, что видная нам подкладка юбки).
Подозреваю, что это рукава от невидимого нам корсета - в ту пору корсеты
нередко дополнялись рукавами, которые могли привязываться лентами - и в
неформальной обстановке, дома, дама вполне могла обойтись нарядным корсетом с
рукавами, не надевая платья сверху. А уже из-под них виднеются четыре ряда
кружевных воланов, украшенные бантиками из тонкого красного шнура - такой же
украшает и декольте.
Верхняя юбка подобрана
по бокам и убрана назад...
..но так, чтобы
виднелась красивая полосатая подкладка. Переходит в довольно длинный шлейф.
Нижняя юбка из той же ткани, что и верхняя (бывали они и контрастными, как на
портрете сестры). Подол отделан широким кружевом - да-да, поверх узорчатой
ткани ещё и кружево пришили. Богато!
Из-под платья виднеется
расшитая золотом остроносая туфелька:
Дочерей у графа
Арконати было несколько, хотелось бы увидеть оставшиеся портреты, однако, судя
по тому, что пишут, шансов мало. Все девушки около 1700 г. постриглись в
монахини, и портреты написаны незадолго до этого. Было им всем не более
тридцати, достаточно привлекательны, хорошо образованы, одевались - во всяком
случае оделись для портретов - в соответствии с последним, так сказать, писком
моды, но.. Монастырь.