Страницы

Один, два, три... много


Квантификаторы — слова, которые обозначают некое множество,
но числительными при этом не являются. Фото: B Calkins / Фотодом / Shutterstock

Дети усваивают понятия «все», «большинство» и подобные в возрасте пяти лет

Квантификаторы — слова, обозначающие количество, но числительными при этом не являющиеся, — дети усваивают в возрасте 5 лет вне зависимости от языка, на котором они говорят.

«Это исследование — маленькая часть большой работы, целью которой было изучение разных аспектов освоения детьми языка. Раздел, в котором я принимала участие, был посвящен словам, которые описывают множества, но числительными не являются», — рассказала Юлия Пузанова.

Юлия и ее коллеги собрали данные по 31 языку. Всего в исследовании приняли участие 768 детей в возрасте пяти лет. В экспериментах на материале русского языка приняли участие 26 детей и столько же взрослых в качестве контрольной группы. Для всех них русский язык был родным.

«Эксперименты с детьми — это всегда вызов для ученого. Ребенок ни за что не будет совершать бессмысленные, с его точки зрения, действия. Поэтому важно разработать эксперимент так, чтобы детям было интересно в нем участвовать», — сказала исследователь.

В эксперименте Юлии и ее коллег детям демонстрировали слайды с изображениями предметов и персонажа, который высказывал об этих предметах некое утверждение. Задачей ребенка было выступать в роли учителя — оценивать, верно высказывание или нет, если нет — предлагать свой вариант.


Пример слайда, использовавшегося в исследовании.
Иллюстрация предоставлена Юлией Пузановой

«В оригинале таким персонажем была cave girl, пещерная девочка, но первые же эксперименты показали, что нашим детям пещерная девочка не близка, поэтому мы заменили ее на Конопочку», — пояснила Юлия.

В экспериментах почти со всеми языками дети показали одинаковую тенденцию в освоении квантификаторов: сначала они усваивали более простые понятия, например «ни одного» и «все», а с возрастом — более сложные, такие как понятие большинства и конструкции с двойным отрицанием. Ученые предположили, что вне зависимости от конкретного языка эти понятия осваиваются детьми в одном возрасте.

«Мы также обнаружили некоторые гендерные различия. Ведется много споров о том, кто лучше осваивает арифметические действия и связанные с ними языковые формы — мальчики или девочки. Наш эксперимент добавил в эту дискуссию новые данные», — рассказала Юлия.

В эксперименте некоторые утверждения не содержали ошибок с точки зрения логики, однако с точки зрения языка выглядели непривычно.


Пример утверждения, которое с логической точки зрения верно,
а с языковой выглядит необычно.
Иллюстрация предоставлена Юлией Пузановой

Ученые выяснили, что в таких случаях мальчики больше ориентировались на логику, а девочки — на языковую форму.


Мальчики при оценке верности таких высказываний больше ориентируются на логику,
девочки более склонны замечать необычную языковую форму.
Иллюстрация предоставлена Юлией Пузановой

«Все, кто пробовал учить иностранный язык во взрослом возрасте, знают, насколько сложно его выучить. Дети же усваивают язык фантастически быстро. Как мозг обрабатывает входящую информацию, чтобы к 6-7 годам ребенок полноценно использовал речь, пока непонятно. Такие исследования, как наше позволяют по крупицам собрать информацию о том, как это происходит», — заключила исследователь.