Квантификаторы — слова, которые обозначают некое
множество,
но числительными при этом не являются. Фото: B Calkins / Фотодом / Shutterstock
|
Дети усваивают понятия
«все», «большинство» и подобные в возрасте пяти лет
Квантификаторы —
слова, обозначающие количество, но числительными при этом
не являющиеся, — дети усваивают в возрасте 5 лет вне зависимости
от языка, на котором они говорят.
«Это исследование —
маленькая часть большой работы, целью которой было изучение разных аспектов
освоения детьми языка. Раздел, в котором я принимала участие, был
посвящен словам, которые описывают множества, но числительными не являются», —
рассказала Юлия Пузанова.
Юлия
и ее коллеги собрали данные по 31 языку. Всего
в исследовании приняли участие 768 детей в возрасте пяти лет.
В экспериментах на материале русского языка приняли участие
26 детей и столько же взрослых в качестве контрольной
группы. Для всех них русский язык был родным.
«Эксперименты
с детьми — это всегда вызов для ученого. Ребенок ни за что
не будет совершать бессмысленные, с его точки зрения, действия.
Поэтому важно разработать эксперимент так, чтобы детям было интересно
в нем участвовать», — сказала исследователь.
В эксперименте
Юлии и ее коллег детям демонстрировали слайды с изображениями
предметов и персонажа, который высказывал об этих предметах некое
утверждение. Задачей ребенка было выступать в роли учителя — оценивать,
верно высказывание или нет, если нет — предлагать свой вариант.
«В оригинале таким
персонажем была cave girl, пещерная девочка, но первые же
эксперименты показали, что нашим детям пещерная девочка не близка, поэтому
мы заменили ее на Конопочку», — пояснила Юлия.
В экспериментах
почти со всеми языками дети показали одинаковую тенденцию в освоении
квантификаторов: сначала они усваивали более простые понятия, например
«ни одного» и «все», а с возрастом — более сложные,
такие как понятие большинства и конструкции с двойным отрицанием.
Ученые предположили, что вне зависимости от конкретного языка эти понятия
осваиваются детьми в одном возрасте.
«Мы также обнаружили
некоторые гендерные различия. Ведется много споров о том, кто лучше
осваивает арифметические действия и связанные с ними языковые
формы — мальчики или девочки. Наш эксперимент добавил в эту дискуссию
новые данные», — рассказала Юлия.
В эксперименте некоторые
утверждения не содержали ошибок с точки зрения логики, однако с точки
зрения языка выглядели непривычно.
Пример
утверждения, которое с логической точки зрения верно,
а
с языковой выглядит необычно.
Иллюстрация
предоставлена Юлией Пузановой
|
Ученые выяснили, что
в таких случаях мальчики больше ориентировались на логику,
а девочки — на языковую форму.
Мальчики
при оценке верности таких высказываний больше ориентируются на логику,
девочки
более склонны замечать необычную языковую форму.
Иллюстрация
предоставлена Юлией Пузановой
|
«Все,
кто пробовал учить иностранный язык во взрослом возрасте, знают, насколько
сложно его выучить. Дети же усваивают язык фантастически быстро. Как мозг
обрабатывает входящую информацию, чтобы к 6-7 годам ребенок полноценно использовал
речь, пока непонятно. Такие исследования, как наше позволяют
по крупицам собрать информацию о том, как это происходит», —
заключила исследователь.