Слева: Леонардо да Винчи. Портрет Изабеллы д’Эсте. 1499. Бумага, уголь. Лувр, Париж. Справа: портрет, приписываемый Леонардо, из швейцарского банковского хранилища. |
4 октября 2013 года в The
Telegraph опубликована статья, наделавшая шума, как и всякое сообщение о
чем-либо ранее неизвестном, связанным с именем Леонардо да Винчи. Портрет
Изабеллы д’Эсте, найденный в Швейцарии, после трех лет исследований некоторые
эксперты признали произведением кисти Леонардо.
Картина, обнаруженная
три года назад в швейцарском банковском хранилище и принадлежащая итальянской
семье, имя которой не раскрывается, по-видимому, является подлинной работой
Леонардо да Винчи. На картине изображена Изабелла д’Эсте, супруга маркграфа
Мантуанского и покровительница искусств. До сей поры был известен только
карандашный эскиз портрета, созданный в 1499 году и хранящийся в Лувре.
Считалось, что художник так и не написал живописного портрета, но теперь ученые
считают, что он вернулся к своему замыслу в 1514 году, когда вновь встретился с
маркграфиней в Риме.
По словам эксперта по
творчеству Леонардо профессора Карло Педретти, «нет сомнений, что портрет —
подлинная работа Леонардо. Исследования показали, что при написании полотна
использовались те же пигменты, что использовал Леонардо, и грунтовка холста
выполнена по технологиям самого художника». Радиоуглеродные исследования с
вероятностью 95% позволяют датировать портрет временем между 1460 и 1650 годом.
Некоторые детали портрета (золотая тиара и пальмовая ветвь), вероятно, были
написаны не самим Леонардо, а одним из его учеников, скорее всего Джанджакомо
Капротти / Gian Giacomo Caprotti. Некоторые эксперты оспаривают
авторство Леонардо, поскольку портрет написан на холсте, в то время как
Леонардо всегда использовал в качестве материала для станковых живописных работ
дерево.
Между тем, героине
другого портрета Леонардо да Винчи — Джоконде, регулярно ставят медицинские
диагнозы. Непросто быть героиней, возможно, самого знаменитого произведения
искусства всех времен.
Mona
Lisa madness, the Louvre, Paris
Зрительский
интерес в Лувре к бессмертному творению:
Leonardo
di ser Piero da Vinci, known as LEONARDO DA VINCI
(Vinci,
1452 - Amboise, 1519) - Portrait of Lisa Gherardini, wife of
Francesco
del Giocondo, known as the Mona Lisa (the Joconde in French),
c.
1503–06, wood (poplar/ тополь); h. 0.77 m, w. 0.53 m.
Над «Моной Лизой», или
«Портретом госпожи Лизы дель Джокондо», Леонардо да Винчи предположительно
работал 16 лет, с 1503 по 1519 год. Некоторые специалисты считают, что картина
так и осталась незавершенной. По наиболее популярной версии, на ней запечатлена
Лиза Герардини — третья жена Франческо дель Джокондо, торговца тканями из
Флоренции.
«Это изображение
всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать
природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, — писал в XVI веке
биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, — ибо в нем воспроизведены все
мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи».
Благодаря такой
детализации здесь есть где развернуться экспертам, год за годом открывающим все
новые и новые черты в облике госпожи Джоконды.
Оригинал Моны Лизы Марсель Дюшан называл "Джоконда бритая".
Общепризнанное мнение
состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна загадочностью.
Однако результаты изысканий некоторых специалистов заставляют согласиться с
мнением художественного критика Акима Волынского, который на рубеже XIX–XX
веков писал: «Чем-то болезненно вырождающимся веет от этого лица, и
чувствуется, что эта женщина обладает скрытыми недугами». Ее знаменитая улыбка,
считает Волынский, — «это неподвижная гримаса, неприятная, раздражающая,
придающая всему лицу Джоконды, при его общей некрасивости, оттенок какого-то
особенного уродства, невиданного в искусстве ни до, ни после Леонардо да Винчи…
Мрачный гений витает над этим портретом. Несмотря на светлые, весенние тона
пейзажа, Джоконда кажется вышедшей из темного подземелья».
Журнал «Вокруг света»
собрал мнения экспертов-медиков, заинтересовавшихся здоровьем Джоконды.
Понятно, что для врачей нет здоровых пациентов, а есть только
недообследованные, но тем интереснее предположения специалистов. Кстати, вскоре
появится возможность проверить их гипотезы.
В 2012 году итальянские
ученые нашли несколько скелетов в склепе монастыря Святой Урсулы во Флоренции,
где была похоронена и Лиза Герардини, умершая в 1542 году. В настоящий момент
специалисты проводят анализ ДНК останков, чтобы определить, какой из скелетов
мог принадлежать Джоконде.
Медики
о Лизе Герардини
- Беззубость
- Улыбка
Гемиатрофия
- Руки
Идиотизм и нарушения в
эмоциональной сфере
Фрагмент вырезан отсюда |
- Пальцы
Избыток холестерина
Фрагмент вырезан отсюда
|
- Узелок на коже между левым веком и носом, по мнению канадского историка и врача Клода Шинпеля, говорит о том, что Лиза Герардини страдала от избытка в крови холестерина — свидетельство неправильного питания.
Алопеция
Фрагмент отсюда |
- Брови у Джоконды отсутствуют. Обычно это объясняется модой того времени выщипывать волосы над глазами и на лбу, но американские врачи Леон Голдман и Аллен Уордвелл полагают, что Мона Лиза страдала алопецией — частичной потерей волосяного покрова на теле и голове.
Косоглазие
- Глаза
И всё?
- Искусствовед: тонкое обоняние, но плохо видит и слышит
- Критик Аким Волынский (1861/63-1926):
«Тонкий, постепенно расширяющийся нос с нервными, трепетными крыльями — нежно-розовыми ноздрями… Великолепная подробность для понимания Джоконды: у нее, может быть, не очень хороший слух, иначе уши ее не были бы закрыты ниспадающими волосами, она больше бы дорожила слуховыми впечатлениями, глаза ее смотрят неопределенно, но у нее тонкое обоняние, которое часто соединяется со слабым восприятием другого рода впечатлений. Ее чувственно волнуют запахи, но она не отзывчива на страдания живых существ. Чтобы сострадать, нужно отчетливо видеть и чутко слышать».
- Художник
Согласно одной из версий, "Мона Лиза" — автопортрет Леонардо |
Источники:
Текст, бо'льшая часть:
- Павел Синичкин. Беззубое совершенство. Журнал «Вокруг Света» №10 (2877), октябрь 2013, рубрика «Культурный код»
- telegraph.co.uk
- artguide.com
- louvre.fr
- wikipedia.org
- en.wikipedia.org
Горбутович Татьяна, искусствовед