Страницы

Игры в магию


Каталонский скульптор и художник Жузеп Субиракс
(Josep María Subirachs Sitjar)
Вокруг грандиозной достопримечательности Барселоны, самого известного долгостроя мира — храма Святого Семейства по проекту Гауди до сих пор ведутся споры.
  • Уместны ли на фасаде настолько эмоциональные скульптуры?
  • Может ли у статуи ученика Иисуса быть лицо художника?
  • И зачем католическому храму "магический квадрат"?
Каталонский скульптор и художник Жузеп Субиракс (Josep María Subirachs Sitjar) за главный труд своей жизни взялся в 60 лет - в 1987 году уже всемирно признанному мастеру доверили декорирование фасада Страстей в Саграда Фамилиа. Работа заняла целых 22 года, и за это время сеньору Субираксу довелось услышать многое о себе и своём творчестве. Выбранный скульптором экспрессионизм сильно контрастировал со стилем, в котором строилась Саграда Фамилиа до появления в ней Жузепа Субиракса.


Строительство Храма Святого Семейства в Испании ведётся с 1882 года на частные пожертвования верующих. Полностью достроить его удастся не ранее 2026 года. Фотография: Aproveche
Надо сказать, что в Барселоне на протяжении многих лет в культурной элите всегда были те, кто осуждал строительство до победного конца. Поэтому стиль, выбранный для скульптур фасада Страстей, раздул тлеющие угли в критическое пламя. «То, что этот храм искупительный, не значит, что мы должны наказывать его такими скульптурами», «Тогда давайте разберём храм и продадим его японцам», «Субиракса на Тибидабо!», «Руки прочь от святыни!», «Субиракс, Гауди хочет поговорить с тобой», - вот некоторые выдержки из прессы того времени. Кульминацией протеста стала манифестация деятелей культуры 10 июля 1990 года, проведённая непосредственно напротив фасада Страстей.

Чиновники, отвечавшие в правительстве города за строительство храма, отреагировали цинично: «любые дискуссии о Саграда Фамилиа и даже вот такие акции привлекают внимание публики и увеличивают пожертвования». Поддерживать накал страстей, если предмет протеста - не работа и зарплата, а протестующие - поэты, художники и искусствоведы, совсем непросто. Поэтому ничего удивительного, что вскоре всё стихло, и люди смирилась с тем, что главное сокровище Барселоны выглядит теперь и вот так.

Моё личное отношение к скульптурным группам фасада Страстей - нейтральное: когда Жузеп Субиракс поднимался на строительную площадку, я ещё учился в московском институте. Но поскольку учили меня математике, то мимо одной детали пройти равнодушно не могу.

Каждый, кого на экскурсии по Саграда Фамилиа сопровождал гид, знает, что таблица на стене рядом со скульптурной группой «Поцелуй Иуды» совсем непростая: это магический квадрат - сумма чисел по всем горизонталям, всем вертикалям и двум диагоналям одинакова и равна 33. Ну, а про 33 никому ничего объяснять не надо.

Таблица на стене рядом со скульптурной группой "Поцелуй Иуды"
И, возможно, что эта поделка - самая ненужная вещь в Саграда Фамилиа, неубедительная попытка добавить эзотерического аромата. Во-первых, в магических квадратах числа не повторяются, в квадрате 3х3 будут использованы числа от 1 до 9 и сумма в каждой горизонтали, вертикали и двух диагоналях будет равна 15. Для квадратов 4х4, соответственно, числа от 1 до 16 и сумма 34.

Магические квадраты известны испокон веков. Квадрат на фасаде Страстей - не что иное, как редакция классического магического квадрата 4х4, знакомого ещё древним индийцам. Жузеп Субиракс (или, возможно, его внук, закончивший начальную школу) просто уменьшил на 1 числа в четырёх клетках. Если бы вдруг возраст Христа был 32 года, пришлось бы вычесть 2 и т.д.

Магический квадрат
Во-вторых, эпитет «магический» таким квадратам дали не математики. Он появился благодаря их использованию в талисманах и магических ритуалах. Например, если ваша планета - Юпитер, а число Юпитера - это 4, то талисман для вас хорошо бы усилить изображением магического квадрата 4х4. А если вызываете дух Сатурна, держите рядом листок с магическим квадратом 3х3.

Можно над всем этим посмеяться, но тут одно из двух: или ты не веришь в магию - тогда не рисуй никаких квадратов, или веришь - тогда изволь делать всё по правилам. Некоторые называют квадрат Субиракса «почти магическим», представляю, что сказал бы на это Антони Гауди, который был безупречен в каждой мелочи.

Наглядный пример, как нужно правильно использовать магические квадраты, дал Альбрехт Дюрер. Выдающийся немецкий художник в 1514 году закончил работу над «Меланхолией», одним из своих графических шедевров. Это резцовая гравюра, выполненная на меди. В правом верхнем углу гравюры находится магический квадрат - классический вариант 4х4, повёрнутый на 180 градусов. В результате поворота магия квадрата не исчезла, зато в нижней горизонтали возникло нужное Дюреру число 1514.

Melencolia (Durero). Дюрер, Альбрехт. Меланхолия. 1514.
Melencolia. Медь, резцовая гравюра.
 Жузеп Субиракс умер в апреле 2014 года, прожив плодотворную жизнь длиной в 87 лет. Об увековечении памяти о себе мастер позаботился заранее. У Никодима, тайного ученика Иисуса, помогавшего снять его тело с креста, в скульптурной группе на фасаде Страстей лицо сеньора Субиракса. Не каждому дано так остроумно воспользоваться служебным положением. Что ж, здесь молодец.


Каталонский скульптор и художник Жузеп Субиракс

(Josep María Subirachs Sitjar)
У Никодима, тайного ученика Иисуса, помогавшего снять его тело с креста, в скульптурной группе на фасаде Страстей лицо сеньора Субиракса.

Aproveche