Страницы

Мышеловка для прекрасной дамы


Парикмахерское искусство в эпоху барокко (XVII-cep. XVIII вв.)
Градостроительной эстетике в современном мире очень характерны вертикальность и безжизненность: во многих странах, подхваченных волной прогресса, возводятся высокие и абсолютно лишенные души сооружения, суть которых - вместить как можно больше производящих услуги людей. Кроме этого, предпочтение сейчас отдается совершенно безликим по сравнению с камнем материалам*. Ничего не поделаешь: дух времени и экономия диктуют свои условия. Но на этом фоне тем более приятно прогуливаться по старым европейским городам, где чтятся эстетические традиции, оберегается сформированный веками исторический облик, поддерживается жизнь, которая… 

Однако хватит стариковского нытья. Перехожу к делу...

В Лондоне, несмотря на обилие современных построек, сохранилось множество лавок, трактиров, гостиниц и прочих замечательных местечек, существующих уже несколько столетий. Одно из них – ювелирный магазин «Серебряная мышеловка» (The Silver Mousetrap). Это заведение работает с 1690 года, и с ним связана очень примечательная история. Поэтому поговорим о прическах.

Ювелирный магазин «Серебряная мышеловка». Лондон.
Красота – заложница моды. Отсюда – жертвы. Иногда довольно большие. В фильме «Служебный роман» главная героиня, комментируя известие о том, что «сейчас парики не носят», отмечает: «Ну и слава богу, я считаю. Куда лучше так... живенько, правда? А то как дом на голове». Но в Европе XVII-XVIII вв. женщины придерживались совсем другого мнения и сооружали у себя на голове настоящие архитектурные конструкции. Волосы с помощью различных порошков и растворов вздымали как можно выше, предварительно обеспечив им необходимую пышность, затем придавали форме разработанную специально обученным человеком неповторимость, далее получившуюся постройку укрепляли и переходили к заключительному этапу – созданию декоративных композиций.

Примеры женских причесок 18 века
Последнее зависело от изобретательности дизайнера: это могло быть изящное гнездо с симпатичными птенцами, роскошное дерево с пышною листвой, букет великолепных цветов, элегантная бригантина на волнах и так до бесконечности. После этого красавица-кокетка выходила в свет, вызывая охи и ахи праздных аристократов, а если повезет, то и завистливые взгляды конкуренток.

Однако… Все это имело свои побочные эффекты. Процедура создания таких парикмахерских шедевров занимала довольно много времени (1-2 два дня), и после стольких трудов дамы не спешили разрушать эти произведения искусства. Совершенно естественно, что в течение периода эксплуатации, который мог доходить до нескольких недель, мытье головы полностью исключалось. Кроме того, спать, очевидно, приходилось только в одной позе, иначе можно было повредить конструкцию. Но наряду с бытовыми неудобствами имелся еще один нюанс.

Дело в том, что вплоть до двадцатого века западному миру** не удавалось решить проблему насекомых и грызунов, которые, следовательно, были вечными спутниками человека. И мыши под покровом ночи частенько проникали в волосяной дворец, где уютно обустраивались, наслаждаясь теплом и комфортом. Однако в любой момент они могли захотеть подышать свежим воздухом и спрыгнуть, к примеру, на стол во время торжественного обеда в присутствии очень знатных особ. Ситуация крайне неприятная. И чтобы не допустить конфуза, модницы шли в «Серебряную мышеловку» и приобретали изящные устройства для поимки назойливых грызунов. Вечером они стратегически расставляли их вокруг своей головы и с чувством выполненного долга отходили ко сну.

А как насчет несчастных случаев, спросите вы. Полагаю, они имели место: эти драгоценные механизмы, должно быть, закусили не один десяток ушей, пальцев и других частей человеческого тела. Но, как было сказано выше, красота требует жертв. А лучше так: страдание очищает душу.



* Мое субъективное мнение.
** Пишу западному, потому что не знаю, как с этим обстояло дело на Востоке.

Enjoy England,
Денис Кокорин