Страницы

Сикхи


Сикхи, приверженцы сикхизма, живут где-то далеко своей жизнью и не ведают, что они — настоящий антиквариат в современном мире стекла и железа.


На северо-западе Индии на границе с Пакистаном есть одно удивительное место. Государство в государстве, штат Пенджаб, был разделен между двумя странами — Индией и Пакистаном в 1947 году по умыслу вероломных британцев, разделявших все, что только попадалось им на глаза. 


На самом же деле ранее территория современных Индии, Пакистана и Бангладеш была единой — все это составляло вместе Индию. И когда после окончания Второй мировой войны иметь колонии стало как-то совсем неприлично, Великобритания услышала воззвания двух лидеров Индийской борьбы за независимость — миролюбивого Махатмы Ганди (его истинное имя, кстати говоря, Мохандас, а Махатма значит «большая душа») и немногим более чем воинственного Джавахарлала Неру.


Дать волю такой огромной территории, какую Индия составляла на тот момент, было бы неразумно — Великобритания никоим образом не смогла бы сохранить тот баланс сил в Азии, который ей удалось установить за все годы большой игры. И, как все гениальное, простое решение пришло в аристократические головы. 


Необходимым условием независимости Индии стало разделение территории на два государства: преимущественно индуистскую Индию и мусульманский Пакистан, восточный и западный — то, что позднее стало просто Пакистаном и Бангладеш. Так что все было еще интереснее — одна страна была разделена тысячей вражеских километров.


В результате такого распределения территории некоторые изначально однородные в плане населения, вероисповедания и власти земли были разделены между двумя враждующими государствами, например Пенджаб. Половина его находится в Индии, половина в Пакистане, бывшая столица и религиозный центр Амритсар — в 30 км от границы. 


Помня все индо-пакистанские конфликты, совершенно очевидным становится то, почему в дальнейшем Амритсар перестал быть столицей индийского штата Пенджаб, а из Франции в срочном порядке командировали эксцентричного Ле Корбюзье и он спроектировал свой второй город — горизонтальный Чандигарх, невообразимое чудо модернизма посреди сельских пейзажей Индии.


И вот в эти неспокойные земли занесло меня во время первого путешествия по Индии. Я поселилась в небольшом провинциальном городке Джаландхаре с населением в 1,5 млн человек. 20 иностранцев на город объясняли то внимание, которое нам уделяли местные жители.

 
«Если хочешь попросить у кого-то помощи, проси ее у сикха!» — такой совет дал мне один из моих индийских друзей, индуистов по происхождению. Действительно, немного пугающие своей суровостью сикхи — это те, кто с наибольшей вероятностью поможет в трудной ситуации, в которую может попасть молодая одинокая иностранка в Индии, а не попытается каким-то образом использовать эту ситуацию для своей выгоды. Конечно, все относительно. «Саб куч милега», — говорят в Индии, что значит: «Возможно все». И правда, здесь все возможно, причем в обе стороны эмоционального спектра — от крайнего позитива до Марианской впадины негатива.



Сикх — это землевладелец. В 1469 году в семье государственного чиновника и кшатриев, касты воинов, родился мальчик, которого назвали Нанак. Однажды Нанак ушел купаться и пропал. Все считали его погибшим, но он вернулся домой через три дня, повторяя одну и ту же фразу: «Там нет индуистов, там нет мусульман». Так зародилось новое учение, в котором у бога нет временных и пространственных границ, нет размера, имени и прочих характеристик, укладывающихся в наше мировосприятие. Нет рая и ада, и после смерти человек растворяется там же, откуда он пришел.


Зародившись в среде вечно враждующих индуистов и мусульман, сикхизм отличается небывалой веротерпимостью и принимает все религии мира, заявляя, что во всех религиях говорится об одном и том же. Из-за этого в Золотом храме, главной святыне сикхизма, есть четыре двери по направлению четырех сторон света для того, чтобы люди всех религий могли зайти в него и помолиться.



Есть три основных столпа сикхизма, название которого происходит от пенджабского слова «сикх», то есть «последователь».

В сикхизме не признаются другие ритуалы, кроме медитации и пения мантр. Члены монашеского ордена Кхальса — единственные, на кого не распространяется требование заводить семью, — как правило, встают в «час амброзии», четыре утра, для того чтобы начать свой день с медитации.
Сикхизм — это религия домохозяина. Выбирая срединный путь, сикх обязан содержать свою семью, вести хозяйство. Считается, что зарабатывание на жизнь своим трудом угодно богу.

Благотворительность и разделение своего имущества с сикхской общиной — последний столп. В любом сикхском храме, гурудваре, можно бесплатно поесть и переночевать. Благотворительность возведена в ранг абсолютной добродетели.


Золотой храм

Первое посещение Золотого храма в Амритсаре ни для кого не проходит бесследно. И впечатляет далеко не архитектура, не облицованный золотом храм, не причудливо одетые люди или карпы размером с маленького крокодила, плавающие в озере. Впечатляет отношение сикхов к своей религии.

Каждый сикх хотя бы раз в жизни обязательно моет пол в Золотом храме — это считается одним из видов религиозного поклонения. Чистота во всем — одна из самых значимых добродетелей. Недаром среди прочего религиозным символом считается кушера, что является не короткими штанами, а на самом деле простым нижним бельем, ношение которого не принято у индуистов.



Сикх — это воин. Все сикхи носят одну и ту же фамилию: мужчины — Сингх, а женщины — Каур, что означает «лев» и «львица». Окружение, в котором зародилась религия, вечное противостояние мусульман и индуистов, привело к тому, что сикхи увидели необходимость защищать ту истину, которая досталась им в наследство от гуру. И дело не только в простом противоречии свой — чужой, но и в идеалах, которые рьяно защищают сикхи. Так как сикхи не верят в существование рая и ада и считают, что бог непознаваем простыми смертными, любое толкование людьми подобных материй, например жизни после смерти, считается исключительно попыткой нажиться на братьях по вере. Подобные толкования — попытка манипулировать людьми, играя на их страхе перед смертью, и это осуждается.

Как у настоящего воина, у настоящего сикха всегда при себе есть оружие — кинжал. Это оружие — чисто символическое и может быть спрятано в тюрбане. Второй вид оружия, который всегда при себе, — это железный браслет. Раньше у браслета были острые, как лезвия, края, и им можно было пользоваться в ближнем бою, рассекая горло противника.




Сикхи не боятся смерти, ведь все в жизни — по воле бога, и, умирая, человек вновь растворяется в божественной любви. Умереть, защищая истину, считается достойным. Именно поэтому вплоть до недавнего времени существовал весьма странный обычай. В мирное время, когда не было войн и мужчины доживали до преклонного возраста, раз в год молодые и старые сикхи собирались в назначенном месте, где в импровизированном бою старые умирали от руки молодых — для старого сикха смерть в бою была почетной, а для молодого почетным было боевое крещение.


Будучи воинами, сикхи всегда составляли элиту индийской армии, что в свое время не учла Индира Ганди. Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости оскорбление. Неудивительно, что ее вскоре убили ее собственные телохранители, которые, конечно же, были сикхами.


Сикхи — вегетарианцы и строго порицают курение. До того строго, что курить запрещено в радиусе 1 км от Золотого храма. Они никогда не стригут волосы, говоря, что это излишнее внимание к внешности, а женщины не пользуются косметикой. Остальные индийцы подшучивают над ними из-за их тюрбана, считая сикхов немного «медленными», ну а самым большим оскорблением для сикха является осквернение тюрбана. 


Если вы хотите завершить свою жизнь каким-нибудь особенным способом, просто подойдите к сикху и сбейте тюрбан с его головы. Нет ничего более страшного, чем это.


Сикхи — одни из самых богатых людей в Индии. У них, как правило, есть свои поля, на которых работают многочисленные слуги, а их дети толпами отправляются учиться в Канаду, Англию, США. Но даже на улицах Лондона, разъезжая на «Феррари», сикх будет гордо носить свой тюрбан.


Что заставляет молодых людей, даже уезжая из своего родного окружения и попадая на самые современные проспекты, продолжать растить бороду, носить тюрбан и всячески отличаться от сверстников? Наверное, это можно понять только посетив хотя бы раз Золотой храм, послушав мантры, пообедав в бесплатной столовой, где простые люди готовят, простые люди разносят еду и такие же простые люди ее едят; где таким естественным является «давать» что-то и таким смиренным становится «просить».