Страницы

Прерафаэлиты: Викторианский авангард

Выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард»
Три таинственные буквы P.R.B. (The Pre-Raphaelite Brotherhood) привели в смятение английскую общественность 150 лет назад: члены братства изменили не только принципы традиционного искусства Англии XIX века, но и его роль в социальной жизни общества; прерафаэлиты боролись против условностей Викторианской эпохи и слепого следования классическим образцам.

История «Братства прерафаэлитов» начинается в 1848 году. В начале сентября несколько молодых художников, среди которых были Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Форд Мэдокс Браун и Уильям Моррис, собрались в мастерской Джона Эверетта Миллеса. Здесь было решено создать новое художественное общество, участники которого отказывались от канонов Высокого Возрождения как безусловного образца для подражания, принятого в Королевской академии. Отныне их ориентир — Средневековье и Раннее Возрождение. 

Прерафаэлиты мечтали вернуть в искусство «священный огонь» и незамутненный условностями взгляд на мир, писать просто, без правил и теории — так, как это делали художники треченто (XIV век) и кватроченто (XV век). В технике это выражалось в использовании чистого цвета и отказе от подмалевка — полупрозрачные краски наносили на сырой белый грунт. Прерафаэлиты считали, что картины нужно писать исключительно с натуры, а максимальную достоверность изображаемого возводили в абсолют, тщательно прорисовывая мельчайшие детали.

В живописи XIV век ассоциируется с именем флорентийца Джотто ди Бондоне, родоначальника реалистического направления. Именно у Джотто живопись перестает быть вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Параллельно развивалась сиенская школа, которая сочетала в себе византийские, готические и ренессансные элементы. В литературе треченто — время Данте, Петрарки и Бокаччо.

Принципы братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев. На сторону прерафаэлитов встал Джон Рескин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рескин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Постепенно именно Рескин становится идеологом братства и формулирует основной принцип прерафаэлитов: «находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим».

Экспозиция состоит из шести разделов, каждый из которых отражает важный аспект творчества братства: "Спасение", "Красота", "Утопия", "Образы прошлого", "Природа", "Поэтическая живопись". А при входе в главный зал зрителей встречает работа Сандро Боттичелли «Мадонна с младенцем» как указание на происхождение "Братства прерафаэлитов".

Portrait de Millais
(21 июля 1865, Фотограф Льюис Кэрролл (1832–1898)

Джон Эверетт Милле (также иногда Милле́с; англ. John Everett Millais, 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

В декабре 1840 года в возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. В академии Джонни проучился шесть лет. В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью. В 1846 году его историческая картина «Писарро берет в плен перуанских инков» была отобрана для летней выставки академии. В итоге критика признала её лучшей на всей академической выставке того года.

В следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама».В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.

Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (англ. Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал свое творчество среди прерафаэлитов. На самом деле, техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках Академии, какими радикальными бы они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.

Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас. Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином, поженились.

Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их. Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма: в частности, картину «Сэр Изюмбрас» (1857), где художник сильно отошел от прерафаэлитской техники, Рёскин назвал «даже не неудачей, а катастрофой». Взамен Милле обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Наиболее известная картина — «Офелия» (англ. Ophelia, 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал.

Джон Эверетт Миллес (1829–1896).
Офелия (1852, галерея Тейт, Лондон)

«Ее одежды, раскинувшись, несли ее, как нимфу», — так рассказывает королева Лаэрту о смерти Офелии в пьесе Шекспира «Гамлет». Именно этот миг изобразил Миллес на одной из самых знаменитых картин прерафаэлитов. 

Сначала художник написал пейзаж, а уже потом образ Офелии, что было необычно для тех времен. (Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на «потом».) Моделью для картины стала 19-летняя Элизабет Сиддал, которую Миллес заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Была зима. И несмотря на то что ванна подогревалась при помощи ламп, Сиддал серьезно простудилась. В итоге Миллес оплатил счет от докторов на 50 фунтов. 

Рескин писал об «Офелии», что это «прекраснейший английский пейзаж, пронизанный скорбью». Цветы, которые Миллес изобразил на картине, не просто отсылают к речи королевы Гертруды, но и формируют сложное символическое послание: лютики — символ инфантилизма, плачущая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы ромашки около правой руки символизируют невинность, розы традиционно являются символом любви и красоты. 

С другой стороны, ботанические «детали» позволяют художнику уравновесить трагедию Офелии изображенным на полотне циклом роста, зрелости и увядания — обычным явлением живой природы. Интересно, что тело девушки движется по потоку реки справа налево, тогда как стандартное движение на картинах наоборот. Этим Миллес подчеркивает, что человеческая рациональность подчиняется естественной логике природы.

John Everett Millais (1829–1896)  
Марианна (1851, Tate Britain)

John Everett Millais (1829–1896)
Huguenot, on St. Bartholomew's Day Refusing to Shield Himself from Danger
by Wearing the Roman Catholic Badge (1852, Manson and Woods Ltd, London)

Д. Э. Миллес. Христос в родительском доме
(1850 , галерея Тейт, Лондон)

John Everett Millais (1829–1896)
Приказ об освобождении (1853, Tate Britain)

Джон Эверетт Миллес (1829–1896)
The Vale of Rest. (1859, галерея Тейт, Лондон)

Джон Эверет Миллес. Ариэль завлекает Фердинанда
(1849-1850, Makin Collection (private collection), United States)

Данте Габриэль Россетти, англ. Dante Gabriel Rossetti (12 мая 1828 — 9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.


Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College, его мать Фрэнсис Полидори. В 1850 г. Россетти опубликовал свое первое стихотворение «Небесная подруга» (англ. The blessed damozel), навеянное «Вороном» Эдгара По. Большинство других стихотворений Россетти относится к 60—70-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.

С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.

Огромное влияние на его жизнь и творчество также оказали знакомство, женитьба и последующая смерть (по одной из версий — самоубийство) жены, поэтессы Элизабет Сиддал (англ. Elizabeth (Lizzie) Siddal).

Когда они познакомились, Лиззи уже была больна туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребенка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума. Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — «Беатриче благословенная» (Beata Beatrix, 1864—1870). Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака.

Россетти в приступе горя, терзаемый чувством вины, что отдавал слишком много времени работе, похоронил вместе с Элизабет рукописи с большим количеством своих поэм. В 1870 году он добился разрешения на эксгумацию трупа и достал стихи, чтобы опубликовать их в своём первом собрании сочинений. Сборник появился в 1870 году.

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти.

Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.

В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии.

С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года

Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель — возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса. С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал. Среди самых известных его работ — «Дневная греза», «Прозерпина» (1877), «Вероника Веронезе» (1872). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий. В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты.

Данте Габриэль Россетти.
Благовещение (1849-1850, Tate Britain)

Данте Габриэль Россетти (1828–1882)
Прозерпина (1874, галерея Тейт, Лондон)

В древнеримской мифологии Прозерпина — дочь богини плодородия Цереры, которую похитил правитель подземного царства Плутон. Мать искала дочь и тосковала по ней, и вся природа увядала. В страхе, что жизнь на земле прекратится, Юпитер пообещал вернуть дочь безутешной богине, но муж Прозерпины дал ей проглотить зернышко граната — символа замужества, который вынуждает дочь Цереры каждый год возвращаться в Аид к своему супругу.

Моделью этой картины стала жена Уильяма Морриса Джейн. Россетти рисует Прозерпину как царицу подземного царства, с надкушенным гранатом в руках, в коридоре мрачного дворца повелителя Аида. Позади фигуры Прозерпины — слабые проблески света как символ «верхнего» мира. Она смотрит на них украдкой, погруженная в свои мысли.

Данте Габриэль Россетти.
Возлюбленная (Невеста) (1865-1866, Tate Britain)

Dante Gabriel Rossetti (1828–1882)
Sancta Lilias (1874)

Dante Gabriel Rossetti (1828–1882)
Monna Vanna (1866, Tate Britain)

Данте Габриэль Россетти.
"Блаженная Беатриче (1864-1870, Tate Britain)

Данте Габриэль Россетти.
Любовь Данте (1860)

Уильям Холман Хант  (англ. William Holman Hunt), в старом написании — Гольмен Гунт (2 апреля 1827 — 7 сентября 1910) — английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов. Настоящее имя — Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.

William Holman Hunt in his Eastern Dress.
(фотограф Джулия Маргарет Камерон (1815–1879)

Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood).

Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры. Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина — «Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) — была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом. Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых — оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.

Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Энни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.

Уильям Холман Хант (1827–1910)
Проснувшаяся стыдливость (1853, галерея Тейт, Лондон)

Хант. Обнаружение Спасителя в Храме. (1860)

Хант. Клаудио и Изабелла. (1853)

Хант. Валентин защищает Сильвио от Протея. (1851)

Хант Далекая нежность. (1866)

Уильям Холман Хант.

The Children's Holiday (1864)

Картины Ханта отличаются тщательной проработкой деталей, яркими цветами и сложной символикой. На картине «Детский праздник» представлены жена и дети Томаса Фэрбэрна, выдающегося английского коллекционера предметов искусства и активного сторонника реформ в области дизайна. Фэрбэрн женился на Эллисон Каллауэй, дочери хирурга, в марте 1848-го. Монументальная фигура Эллисон Фэрбэрн воплощает собой символ семейной жизни: она представлена женой и матерью, учтиво разливающей чай. Костюм героини и богатый антураж подчеркивают состоятельность семьи.

William Holman Hunt (1827–1910)
Cornfield at Ewell.(1849, Tate Britain)

Уильям Моррис (англ. William Morris; 24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский поэт, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

William Morris (photograph by Emery Walker)

Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. 

В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. 

Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.

В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Филипп Вебб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. 

В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года. Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. 

Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.

Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. 

В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

Уильям Моррис (1834–1896).
Королева Джиневра. (1858, галерея Тейт, Лондон)
Здесь изображена жена художника — Джейн Моррис.

Форд Мэдокс Браун (англ. Ford Madox Brown; 1821—1893) — английский живописец и поэт, один из виднейших представителей прерафаэлитизма, хотя никогда не входил в само Братство прерафаэлитов. Был близким другом Габриэля Россетти и Уильяма Морриса, вместе с которым занимался дизайном витражей.

British painter Ford Madox Brown

Браун родился 16 апреля 1821 года во французском городе Кале. Отец Форда Мэдокса, шотландец, был корабельным казначеем, ко времени рождения сына оставившим службу. 

В 1835 году Браун поступил в Академию художеств в Брюгге; где осваивал рисунок под руководством одного из учеников Давида. Учился затем в Генте и Антверпене (у Густава Вапперса). Его первой большой картиной стала написанная в 1840 году «Казнь Марии Шотландской». 

В мастерской Вапперса Браун изучал технику фресковой росписи, живопись маслом, акварель, пастель, различные виды гравюры. Позднее он переехал в Париж, где под влиянием творчества художников-романтиков обратился к литературным сюжетам. В 1845 году он посетил Рим, где сблизился с назареями, немецкими художниками, которые в то время обосновались в Риме. Браун многое перенял у назареев и эти взгляды впоследствии оказали влияние на прерафаэлитов.

Исторические и религиозные композиции Брауна носят романтический морализирующий характер, отличаются здоровым реализмом и выписанностью деталей и резкостью цвета (например, «Христос, умывающий ноги апостолу Петру», 1852, Галерея Тейт, Лондон). Мэдокс Браун так комментировал свое «Прощание с Англией»: «Совершенно не принимая во внимание искусство какого-либо периода или страны, я старался отразить эту сцену так, как она должна была выглядеть». Он стремится к жизненной правде, к ясной характеристике и к воспроизведению драматических моментов жизни.

Форд Мэдокс Браун — дед писателя Форда Мэдокса Форда и отец художника и поэта Оливера Мэдокса Брауна (1855—1874), рано умершего от заражения крови. На одной его дочери, художнице Люси Мэдокс Браун, женился Уильям Майкл Россетти, на другой, Кэтрин — Фрэнсис Хюффер.


Форд Мэдокс Браун.
Христос, омывающий ноги Петра.
(1857-1858, Tate Britain)

Форд Мэдокс Браун.
Труд (1865, the Manchester City Art Galleries)
Форд Мэдокс Браун
The Seeds and Fruits of English Poetry (1845-51,
the Ashmolean Museum, Oxford)

Форд Мэдокс Браун.
Чосер при дворе короля Эдуарда III
(1856-1868, Art Gallery of New South Wales, The Domain, Sydney)

Джеффри Чосер, английский поэт XIV века, считается «отцом английской поэзии»: он первым начал писать свои произведения на родном языке, а не на латыни, следуя примеру Данте, Петрарки и Бокаччо, с книгами которых он познакомился во время своих торговых и дипломатических путешествий в Италии. Более точное название картины — «Чосер читает Эдуарду III "Легенду о Констанце" в честь 45-летия Черного принца». В качестве модели для Чосера Браун избрал Данте Габриэля Россетти. Кажется, будто чтение не вызывает у короля и придворных никаких эмоций: старый король, инициатор Столетней войны, бессмысленно смотрит в пустоту, обняв свою возлюбленную Эллис Перрерс; Черный принц, тот самый, кто в битве у Пуатье пленил французского короля, откинулся на колени жены; кардинал заигрывает с дамами, шут болтает, юные любовники перешептываются.


Форд Мэдокс Браун.
Lear and Cordelia. Лир и Корделия (1848-49)

Ford Madox Brown (1821–1893)
Bei der Kornernte (1854, галерея Тейт, Лондон)

Эдвард Коли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания — 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) — близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения ремёсел и искусств. Широко известен своими витражами.  

Platinum print photographic portrait of Edward Burne-Jones
(1882, Автор Frederick Hollyer (1838–1933)

В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 г. Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулеме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце-концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850—1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911—1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый.  Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Эдвард Бёрн-Джонс «Храм Любви» (ок. 1872)

Эдвард Бёрн-Джонс  (1833–1898)
Vespertina Quies (1893, Tate Britain)


Эдвард Бёрн-Джонс. Sidonia Von Bork, based on the 1849 gothic novel Sidonia the Sorcess by Lady Wilde, a translation of Sidonia Von Bork: Die Klosterhexe (1847) by Johann Wilhelm Meinhold. (1860, Metropolitan Museum of Art)

Эдвард Бёрн-Джонс.
Любовь, ведущая пиллигрима (1896-1897)

Это последняя законченная работа художника. Идея бога любви, который ведет за собой пилигрима в его странствии, взята Берн-Джонсом из произведения «Роман о Розе» средневекового поэта Джеффри Чосера, который художник изучал в юности в Оксфорде. Описание бога любви Чосера почти полностью совпадает с фигурой на картине: на голове любви — венок из роз, а над ней летают соловьи.

Элизабет Элеонор Сиддал (англ. Elizabeth Eleanor Siddal, 25 июля 1829, Лондон, Великобритания — 11 февраля 1862, Лондон, Великобритания), урождённая Сиддал (англ. Siddall) — британская натурщица, поэтесса и живописец. Оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов. Изображена практически на всех ранних женских портретах Данте Габриэля Россети, также позировала Уолтеру Хоуэллу Девереллу, Уильяму Холману Ханту и Джону Эверетту Милле. В частности, изображена на картине «Офелия» (1852).


Elisabeth Siddal (1860)

Родилась 25 июля 1829 года в многодетной семье рабочего из Шеффилда. С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешевых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент- Гарден. Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.

Деверелл изобразил Элизабет в образе Виолы в картине по мотивам пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь». Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины кватроченто. Она стала настоящей музой для членов братства, отказавшихся от академических условностей и искавших новые образы. 

Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, — это «Офелия» Милле (1852). Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу У. Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Элизабет был прописан лауданум — обычное для того времени лекарственное средство. Этот случай, вероятно, подорвал и без того хрупкое здоровье девушки.

 Картина имела успех у критиков и зрителей, Элизабет прославилась. Но она была не только натурщицей: девушка сама рисовала и писала стихи.

Данте Габриэль Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Молодые люди полюбили друг друга и поселились в доме на Чэтэм Плейс. Она стала постоянной моделью Россетти. 

Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы — это Элизабет Сиддал. Он поощрял её литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Джон Рёскин назначил Элизабет стипендию за её рисунки. Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Её работы экспонировались на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Вместе с Россетти, Моррисом, Бёрн- Джонсом в 1859 году оформляла для четы Моррисов Красный дом (Red House).

 В отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта).

Здоровье Элизабет ухудшалось. В начале 1860 года она тяжело заболела и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. В мае 1861 года Элизабет родила мёртвого ребёнка. Сиддал впала в депрессию, начались ссоры с Данте и припадки помешательства. 11 февраля 1862 года она умерла от передозировки лауданума. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены. Всю последующую жизнь он страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках.

В память об Элизабет Россетти написал Beata Beatrix (1864—1870), где представил её в образе Беатриче из «Новой жизни». Со смертью жены связана и последняя его работа на дантовскую тему — «Сон Данте» (1871).

На похоронах Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через несколько лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Книга стихов вышла в 1870 году. Этот поступок Россетти шокировал его знакомых и друзей.

Э.Э.Сиддал «Скорбящие дамы»