Страницы

8 фактов о Ренессансе

Специалист по истории ренессансной магии, науки и философии Ованес Акопян объясняет, что такое Ренессанс, как его правильно называть, какие открытия были сделаны в эту эпоху, а также другие важные вещи.
1. Что значит «Ренессанс»

Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за­вершившийся примерно в XVII столетии, — что-то вроде моста между европей­ской культурой Средневековья и Нового времени. Хотя термин сегодня воспри­нимается как нечто само собой разумеющееся, самоназванием эпохи он не был.

Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз­рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел­лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар­варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про­рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.

В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер весь период с XIV по XVI век.

Термин прижился: уже через пять лет вышел хресто­матийный труд Якоба Буркхардта «Die Kultur der Renaissance in Italien» («Куль­тура Италии в эпоху Возрождения»).

Постепенно слово «ренессанс», или «воз­рождение», стали при­менять более широко, имея в виду любой интерес к воз­обновлению утрачен­ного знания. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и про­чих знаний при Карле Великом и его потомках (VIII–IX века) нередко описыва­ется как Каролингское возрождение, а Возрождением XII века называют взлет науки, философии и поэзии в Европе, связанный с переводом на латынь множества прежде неиз­вестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.


Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год
Rijksmuseum, Amsterdam
Некоторые современные историки считают, что эпоху от Петрарки до XVII века честнее называть ранним Новым временем (early modern period). Во-первых, такой термин вбирает в себя реалии, затронувшие все слои населения (низшие сословия вряд ли читали греческих авторов или изучали древние архитектур­ные ордеры). Во-вторых, представление о Средневековье как о временном про­вале в тьму, после которого вновь воссиял свет классической культуры, давно устарело. Впрочем, термин «раннее Новое время» не вытеснил «Ренессанс».

Подтверждением тому служит, к примеру, Ренессансное общество Америки — ассоциация, в которую входит около четырех тысяч специалистов по культуре, истории, науке Ренессанса, проводящая ежегодные конференции с сотнями участников. Можно смело заключить, что релевантны оба термина: один боль­ше относится к социальной и экономической истории, второй — к истории культуры.

2. Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь­ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко­ронован лавровым венком на Капитолии.

В античные времена венок по­лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон­куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на­следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный.

Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре­формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати­летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци­вилиза­ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи­сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис­тории европейских государств.

Международные отношения утратили стро­гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста­ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере­на­ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

3. Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко­вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи­тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе­мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро­илась работа первых университетов (schola). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости­жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей­ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со­чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево­дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе­ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине­ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль­шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией Фомы Аквин­ского, Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но­вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни­когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре­нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ­ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.
4. Ренессансный гуманизм


Беноццо Гоццоли. Прибытие волхвов в Вифлеем.
Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди.
Флоренция, 1459–1460 годы

В образе волхвов и участников процессии изображены
члены семьи Медичи и их современники.
Getty Images
Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума­низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру­ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст­вуют и украшают человека»  . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре­джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярны&nbspе занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино­мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди­настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве­ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

5. Наука и магия в эпоху Ренессанса
 
Обычно в суевериях обвиняют Средневековье, тогда как Ренессанс считается временем победы разума над предрассудками. Однако магия играла важней­шую роль и в ренессансной картине мира, и в трудах отцов так называемой «научной революции».

Изобретатель карданного вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер пытался одновременно реформировать астрологию; астроном Тихо Браге, помимо астрологии, увлекался алхимией, так же как и Исаак Ньютон. Разве что Николай Коперник магией не интересовался — зато астрологией профессио­нально занимался его единственный ученик Иоганн Ретик.

6. Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре­стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390–1441).

На самом деле в Афганистане разведенные в расти­тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо­пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз­личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир­туозного со­вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер­рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов.

Вместе с маслом оттуда в Ита­лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю­буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти­ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.


Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла.
Флоренция, около 1427 года
Wikimedia Common
Законы перспек­тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при­мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425–1427), но эксперимен­тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена­ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.
7. Что изобрели в эпоху Ренессанса


Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454–1456 годы
Wurttemberg State Library

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га­лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве­ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв­ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза­веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

8. Что открыли в эпоху Ренессанса


Америго Веспуччи открывает Америку.
Гравюра Теодора Галле по оригиналу Страдануса. XVI век
Rijksmuseum, Amsterdam

Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста­рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели инков (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по­пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто­феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII–XVIII веках вряд ли стал бы возможен.

Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор­тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма­нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594–1597) и вывели принципы современной карто­графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек­цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал­лельными линиями долготы и широты).

Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато­мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.


Источники:
  • Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
  • Баткин Л. М. Петрарка на острие собственного пера: авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.
  • Данилова И. Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М, 2000.
  • Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. М., 2008.
  • Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская академия. Очерки истории духовной жизни ренессансной Италии. М., 2008.
  • Панофски Э. Ренессанс и «ренессансы» в культуре Запада. М., 2006
  • Baron H. The Crisis of the Early Italian Renaissance. Civic Humanism and Republican Poetry in an Age of Classicism and Tyranny. Princeton, 1955.
  • Grafton A., Jardine L. From Humanism to the Humanities. Education and the Liberal Arts in Fifteenth- and Sixteenth-Century Europe. London, 1986.
  • Hankins J., ed. Renaissance Civic Humanism: Reappraisals and Reflections.Cambridge, 2004.
  • Hankins J. Plato in the Renaissance. Leiden, NY, 1990.
  • Kristeller P. O. Renaissance Thought and Its Sources. NY, 1979.
  • Westman R. The Copernican Question. Prognostication, Skepticism, and Celestial Order.
  • Berkeley, Los Angeles, 2011.
  • Witt R. In the Footsteps of the Ancients: the Origins of Humanism from Lovato to Bruni.
  • Leiden, Boston, Cologne, 2001.